Из дела «Булгарии» исчезла амнистия

Верховный суд Татарстана рассмотрел апелляционные жалобы осужденных

Верховный суд (ВС) Татарстана утвердил приговор по уголовному делу о крушении в 2011 году на Куйбышевском водохранилище дизель-электрохода «Булгария» и гибели 122 человек. Он смягчил приговор основному фигуранту субарендатору судна Светлане Инякиной, освободив от наказания по одной из статей УК РФ. В тоже время суд отменил амнистию, в связи с которой был полностью освобожден от наказания эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, и назначил ему пять с половиной лет колонии.

В четверг ВС Татарстана вынес решение по апелляционным жалобам осужденных фигурантов дела о крушении «Булгарии» — гендиректора казанского ООО «Аргоречтур» (субарендатора судна) Светланы Инякиной, эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, начальника казанского линейного отдела волжского управления Ространснадзора Ирека Тимергазеева, главного госинспектора этого ведомства Владислава Семенова, а также старшего помощника капитана Рамиля Хаметова. В июле 2014 года Московский райсуд Казани признал их виновными в трагедии и приговорил к лишению свободы на срок от пяти до 11 лет. Наибольший срок тогда получила Инякина, а Ивашова, которому назначили пять лет, освободили от наказания по амнистии, объявленной в честь 20-летия Конституции РФ,— был, в частности, учтен его 65-летний возраст. Ни один из осужденных с приговором не согласился, все направили в ВС жалобы с просьбой об оправдании. Аналогичные жалобы подали прокуратура Татарстана, посчитавшая наказание мягким, а также потерпевшие — родные и близкие погибших, возмущенные тем, что Ивашов оказался на свободе.

Напомним, 10 июля 2011 года выполнявшая туристический рейс Казань—Болгар—Казань «Булгария» попала в шторм, завалилась на правый борт и за три минуты затонула. Согласно экспертным выводам, причиной катастрофы стала совокупность факторов: плохое техническое состояние судна, перегруженность пассажирами, открытые иллюминаторы, которые не были задраены экипажем и через которые хлынула вода, и т. п.

В жалобе Инякина заявила, что не видит в своих действиях состава преступления и переложила вину на неправильные, по ее мнению, действия погибшего капитана Александра Островского, а также членов экипажа. Ответственность за техническое состояние судна, уверена Инякина, она также не несет. Хаметов же, в частности, указал, что отдавал приказ закрыть иллюминатору, но его не выполнили, и просил учесть, что участвовал в спасении пассажиров. Что касается надзорщиков, то они отрицают вину в незаконной выдаче разрешительных документов на «Булгарию».

В свою очередь помощник прокурора Казани Ильдар Нуруллин выступил за то, чтобы осужденным было назначено наказание, которое гособвинение просило в райсуде: Инякиной — 14 лет 6 месяцев, Семенову и Тимергазееву — по восемь лет, а Ивашову — семь лет колонии. Претензий не возникло только к приговору Хаметову, осужденному на шесть с половиной лет.

В результате ВС принял решение «усилить назначенное наказание» Ивашову по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и исключить решение об амнистии из приговора. Ему назначено пять с половиной лет колонии общего режима с лишением права занимать должности в органах, надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, а также в речном Росрегистре сроком на три года. «Ивашова взять под стражу. Срок отбывания наказания исчислять с момента его фактического задержания. Зачесть в срок отбывания наказания время содержания Ивашова под стражей с 12 июля 2011 года по 3 июля 2014 года»,— объявил председательствующий. При этом ВС неожиданно еще больше смягчил наказание Инякиной, освободив ее «за истечением срока давности уголовного преследования» от ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека). Отметим, это уже вторая статья, которую сняли с Инякиной: ранее райсуд оправдал ее «за отсутствием состава преступления» по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта). В результате ВС назначил ей наказание лишь по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) — девять с половиной лет колонии. В отношении остальных осужденных приговор оставили без изменения.

После заседания помощник прокурора Нуруллин сказал “Ъ”, что «гособвинение в целом довольно решением суда». Особенно, по его словам, учитывая тот факт, что реальный срок получил Ивашов.

В свою очередь, адвокаты не исключают, что обжалуют решение ВС республики, а ранее они заявляли о готовности дойти до ЕСПЧ.

Андрей Смирнов, Казань


На кого возложили вину за катастрофу «Булгарии»

В феврале позапрошлого года СКР завершил расследование уголовного дела о кораблекрушении в 2011 году на Волге дизель-электрохода «Булгария», в результате которого погибло 122 человека. Обвинения по делу предъявлены субарендатору судна предпринимательнице Светлане Инякиной, одному из помощников капитана «Булгарии» и трем сотрудникам надзорных ведомств. Читайте подробнее

Как затонула «Булгария»

В июле 2011 года на Куйбышевском водохранилище на Волге затонул двухпалубный прогулочный теплоход «Булгария», на борту которого находились 188 человек. В первых сообщениях говорилось о 82 спасенных, которых подобрал туристический теплоход «Арабелла», шедший рядом с местом катастрофы. Позже в МЧС сообщили о «еще 85 пассажирах, спасенных другими способами». Читайте подробнее

Вся лента