Университетское братство
Cтратегия и тактика
В начале года нижегородские вузы, предприятия и органы власти заключили несколько соглашений о сотрудничестве. Друг в друге они ищут партнеров как для решения вполне утилитарных задач — трудоустройства выпускников и сокращения дефицита кадров, так и для реализации далеко идущих производственных планов, таких как разработка новых материалов и создание высокотехнологичных производств. Насколько эффективно это взаимодействие, выяснял «Ъ. Наука и образование».
Властные полномочия
В марте 2015 года нижегородский филиал Высшей школы экономики (ВШЭ) и законодательное собрание региона подписали договор о сотрудничестве. Предполагается, что региональный парламент будет привлекать университетских экспертов к научной оценке законопроектов, а студенты ВШЭ — участвовать в законотворческом процессе. Документ также предусматривает возможность студенческой практики в областном парламенте и получение преподавателями материалов для научной деятельности. «Заключение соглашения демонстрирует синхронное движение навстречу друг другу власти и университетов. Мы предлагаем областной власти аналитический, экспертный ресурс, которым сильно университетское сообщество. С другой стороны, университету очень важно рассматривать региональный парламент как поле для практики, чтобы наши студенты — будущие бакалавры и магистры могли попробовать свои силы в реальной работе», — говорит и.о. директора нижегородского филиала ВШЭ Наталья Гронская.
С органами власти тесно сотрудничает и Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (НГПУ). «Нашими партнерами являются законодательное собрание, с которым у нас несколько крупных проектов, в том числе в области геоэкологии и географии, правительство Нижегородской области и министерство образования — вместе мы реализуем 13 больших программ от системной подготовки кадров и создания кадрового резерва до формирования социально-педагогического кластера. По сути, мы являемся эксклюзивным поставщиком кадров для всей системы дошкольного образования области и закрываем 70% потребностей региона в педагогах», — рассказывает ректор Мининского университета Александр Федоров. Еще один постоянный партнер вуза — Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей, с которой вуз работает в рамках специально созданного учебно-методического объединения по педагогическому образованию. «Объединение было создано два года назад решением координационного совета по кадровому резерву при губернаторе. Сейчас у нас более 140 партнеров. Это образовательные организации области всех уровней», — говорит Александр Федоров.
Экономические связи
У Мининского университета есть примеры и нестандартного сотрудничества — с медицинскими учреждениями области и СМИ. Так, с Нижегородским НИИ травматологии и ортопедии педуниверситет запустил программу по подготовке психолого-педагогических кадров для работы в детских ожоговом и ортопедическом отделениях. С июня 2015 года стартует совместный проект Мининского университета и Приволжского окружного медицинского центра по переквалификации персонала с начальным медицинским образованием. Предполагается, что такие специалисты будут получать высшее образование в области медицинской логистики и сервиса. «Речь идет об управлении клиентскими потоками для качественного обслуживания и мониторинге профессиональной деятельности врачей, чтобы предотвратить излишнее расходование средств и врачебные ошибки», — поясняет ректор вуза. Полтора года назад вуз и государственная телевизионная и радиовещательная компания «Нижний Новгород» открыли базовую кафедру, которая готовит теле- и радиопродюсеров. Как рассказывает Александр Федоров, теоретический курс студенты осваивают в университете, а обучение профессиональной деятельности ведется в телецентре.
С реальным сектором экономики традиционно сотрудничают Нижегородские госуниверситет им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) и государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ). ННГУ в этом году договорился о партнерстве в области производства пластмасс и композитных материалов с группой компаний «Автокомпонент». Директор по стратегическому развитию ЗАО «Управляющая компания „Автокомпонент“» Олег Зайцев говорит, что работать с вузом компания планирует в двух направлениях. Первое касается изготовления полимерно-композитных газовых баллонов для бытовых нужд и для перевода на газомоторное топливо общественного транспорта в рамках федеральной программы, второе — производства автокомпонентов, пластмассовых деталей интерьера и экстерьера автомобиля. «На данный момент сырье для производства композитных газовых баллонов закупается за границей. Карбона российского производства нет, как нет и нормальных смол, удовлетворяющих нас по качеству комбинаций материалов. То же самое происходит в производстве автокомпонентов. Многие детали производятся из импортных материалов, им нужно искать замену. Наша задача — совместными усилиями сделать конкурентоспособные продукты», — рассказывает господин Зайцев, отмечая, что ННГУ с его лабораториями и научными специалистами может разработать технологию производства необходимого для компании сырья. В перспективе, полагает Олег Зайцев, материал сможет применяться в изготовлении компонентов для авиа- и судостроения. Ректор госуниверситета Евгений Чупрунов соглашается, что у вуза достаточно компетенций в области химии, чтобы справиться с задачами предприятия. «Вопросами химии пластмасс у нас занимается половина химического факультета и почти целый научно-исследовательский институт. На эти исследования выделяются государственные гранты, выполняются хоздоговоры. То есть факультет уже занимается вещами, в которых заинтересованы государство и конкретные производства», — говорит ректор.
В целом, по мнению Евгения Чупрунова, без взаимодействия науки и производства невозможно существование несырьевой экономики. Кроме «Автокомпонента», ННГУ сотрудничает с Intel, Российским федеральным ядерным центром (РФЯЦ), Сбербанком и др. На совместных кафедрах с партнерами вуза студенты могут пройти практику, а в перспективе устроиться в эти компании, а сотрудники предприятий — повысить квалификацию на базе университета. Евгений Чупрунов считает, что подготовить специалиста в рамках существующей болонской системы образования по программе бакалавриата за четыре года невозможно, если он не проходит практику во время обучения. «Для этого университеты и предприятия должны прикладывать достаточно много усилий, в том числе финансовых, интеллектуальных и организационных. Должно быть место, где студент сможет познакомиться с будущей профессией, с компанией, в которой он потенциально может работать. Кроме того, существует совместная наука. И в целом это достаточно дорогое удовольствие, которое может себе позволить крупный бизнес», — говорит господин Чупрунов.
В НГТУ открыто 13 базовых кафедр с предприятиями региона, большая часть из которых появилась с 2010 по 2014 год. «Особенно плотно мы взаимодействуем с госкорпорацией „Росатом“ и компаниями, входящими в ее структуру в Нижегородской области: ОАО «Нижегородский институт „Атомэнергопроект“» (НИАЭП), ОАО „ОКБМ Африкантов“. Мы активно работаем с Горьковским автозаводом. Мне кажется, в регионе нет таких промышленных предприятий, с которыми мы бы не сотрудничали», — рассказывает проректор по учебной работе НГТУ Евгений Ивашкин, добавляя, что в истории вуза были разные формы взаимодействия с промышленниками. «Например, когда создавалось ОКБМ, туда пригласили на работу сотрудников университета. И по мере того, как предприятие развивалось, возникла необходимость в большем количестве специалистов. Конструкторское бюро обратилось с этим вопросом к вузу, и в результате в политехе был открыт физико-технический факультет», — говорит проректор. Сегодня, когда в результате модернизации производств потребность в большом количестве сотрудников одной специальности отпадает, политех и региональные компании открывают базовые кафедры нового типа. «Раньше предприятие создавало выпускающую кафедру, вело студентов с момента поступления до выпуска, а потом принимало их к себе на работу. Такая кафедра, например, была открыта в 1984 году с ЦНИИ „Буревестник“. Сегодня на базовой кафедре компания собирает студентов разных профессиональных направлений и обучает их дополнительным компетенциям в своей отрасли. Например, так делает НИАЭП, набирая группу из электриков, атомщиков и управленцев. В результате выпускники приходят на работу с теми навыками, которые бизнесу необходимы, их не приходится доучивать, отрывая от работы», — рассказывает Евгений Ивашкин. Кроме того, политех ведет целевой набор студентов для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) по госпрограмме. Ежегодно в вуз поступает около 400 студентов, которые учатся на 20 специальностях, необходимых оборонным предприятиям, проходят на них практику и в итоге гарантированно трудоустраиваются.
Другие направления сотрудничества — выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), заказов предприятия, хоздоговорных работ и реализация совместных проектов по государственным конкурсам. «Наш университет выиграл четыре конкурса с финансированием от 150 млн руб. до 200 млн руб. Средства выдаются тандему вуз —предприятие на создание высокотехнологичного производства. Такие проекты мы реализуем с „ОКБМ Африкантов“ по парогенерирующим установкам, с концерном ПВО „Алмаз — Антей“ по радиолокации и с ГАЗом по производству коммерческих автомобилей и утилизации транспортных средств», — приводит примеры проректор.
Взаимный интерес
Заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Никонов считает, что если раньше университеты и институты всегда искали своим знаниям сферу применения, то сегодня складывается обратная тенденция: «Предприятия ищут пути минимизации собственных расходов, импортозамещения сырьевой базы или производственных компонентов. Такая необходимость назрела в условиях курсовой разницы валют и санкций, которые применяются в отношении российских компаний. Сокращение затрат может проходить различными путями, в том числе через взаимодействие с вузами, которые занимаются НИОКР и могут разработать продукт с конкурентными характеристиками».
По словам проректора НГТУ, сегодня технические вузы не покрывают потребности промпредприятий в кадрах из-за демографической ямы, образовавшейся во второй половине 1990-х годов и потому, что лишь 30% выпускников школ выбирают в качестве выпускного экзамена физику, которая нужна для поступления в технические вузы. Поэтому нижегородские предприятия действительно активно взялись за создание базовых кафедр, добавляет Евгений Ивашкин. «Например, в 2014 году к нам обратилось руководство ОАО „Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина“ с просьбой открыть базовую кафедру. Предприятие понимает: чтобы к нему пришел на работу хорошо подготовленный специалист, необходимо участвовать в образовательном процессе. Этой кафедрой сегодня заведует генеральный директор АПЗ Олег Лавричев», — говорит господин Ивашкин.
По мнению Евгения Чупрунова, в современных условиях для хорошего вуза сотрудничество со сторонними организациями — повседневность. «Еще в бытность Советского Союза вузы работали с предприятиями. Сейчас изменилась форма взаимодействия. Раньше оно выражалось в распределении выпускников на производства, сегодня у нас нет возможности жестко влиять на профессиональный выбор студента. Мы пытаемся сделать так, чтобы человек со способностями к инженерному делу пошел работать инженером, а физик не стал бухгалтером. Это лучше любого распределения и приводит к более интересному сотрудничеству вузов и предприятий», — считает господин Чупрунов.