Дело семейное
20 лет Fondazione Prada
В этом году ровно два десятка лет исполняется Fondazione Prada, идея создания которого возникла, по словам дизайнера бренда Миуччи Прады, совершенно случайно. В принадлежащих ей и ее мужу Патрицио Бертелли, президенту Prada Group, зданиях начала XX века на юге Милана, бывших когда-то спиртовым заводом и занимающих практически целый квартал, размещались офисы марки, но большая часть помещений не использовалась. Однажды это заметили друзья пары, архитекторы, они немедленно предложили приспособить бывший завод для проведения выставок. Бартелли идея понравилась. Праде же не очень нравилась идея коллекционирования. "Искусство — живое,— объясняла она в интервью The Telegraph несколько лет назад.— Оно про обучение и жизнь рядом с людьми, коллекционирование же мне кажется чем-то мертвым".
Первые шаги на пути основания своего фонда пара сделала в 1993-м, открыв выставочное пространство Prada Milano Arte, которое стало использоваться для показов современной скульптуры. За пару лет его существования здесь были проведены выставки Элизео Маттиаччи, Нино Франкины и Дэвида Смита. В 1995 году Prada Milano Arte было преобразовано в Fondazione Prada. Новая организация не только устраивала выставки, но и помогала художникам, скульпторам и режиссерам в осуществлении новых проектов. За 15 лет существования Fondazione Prada успел показать работы самых влиятельных художников современности. Здесь выставлялись и Аниш Капур (1995), и Луиза Буржуа (1997), и Стив Маккуин (2005), и Джон Балдессари (2010).
В 2011 году Fondazione Prada временно переехал из Милана в Венецию. В городе, неразрывно связанном с искусством, фонд взялся за реставрацию исторического палаццо Ca' Corner della Regina, смотрящего на Большой канал и построенного между 1724 и 1728 годами на руинах готического здания, где в 1454 году родилась Катерина Корнер, будущая королева Кипрская. По условиям договора Prada получила это здание сроком на шесть лет с правом использования его в качестве музея и возможной пролонгацией еще на шесть, если реставрационные работы не будут прекращаться. В новом музейном пространстве уже успели пройти четыре выставки, последней из которых стала "Искусство и звук" (2014).
Помимо выставок в Милане и Венеции Fondazione Prada занимается международными проектами. Так, благодаря фонду в Лондоне полгода работал невиданный бар-ресторан-дискотека Double Club (2008), созданный мастером инсталляций Карстеном Хеллером, в Сеуле появилась рассчитанная на три насыщенные культурными событиями месяца площадка Prada Transformer (2009), спроектированная Office for Metropolitan Architecture (OMA) Рэма Колхаса, а в Париже открылся однодневный 24h Museum (2012) — его придумало то же звездное архитектурное бюро, но на этот раз вместе с художником Франческо Веццоли.
В миланском же пространстве за прошедшие пять лет произошли серьезные изменения. Стараниями колхасовского OMA в мае этого года здесь наконец-то открывается комплекс из десяти зданий Fondazione Prada. Общая площадь выставочных пространств — 11 тыс. кв. м. По собственному зданию здесь получили даже библиотека, детский центр и кафе, а своеобразным маяком для всех оказавшихся поблизости стала вторая по высоте постройка комплекса — ее поверхность покрыта листами сусального золота.
Первая выставка в новом пространстве Fondazione Prada откроется 9 мая. Это Serial Classic, куратором которой стал всемирно известный искусствовед Сальваторе Сеттис. Выставка начнется одновременно и в Милане, и в Венеции (первая продлится до 24 августа, вторая — до 13 сентября) и расскажет о копировании в классическом искусстве — от Ренессанса до эпохи неоклассицизма — на примере воспроизводимых веками греческих и романских скульптур. Но и это еще не все. Начиная с мая (и до конца лета) в Fondazione Prada появится инсталляция Роберта Гобера и Томаса Деманда, призванная создать диалог между индустриальными пространствами зданий, и будут проходить показы созданных по случаю кинематографических работ Романа Полански.