"Куда бы Россия не разворачивалась, из Европы она все равно не выпрыгнет"
Алексей Громыко об отношениях с Европой в ближайшие годы: "Я думаю, что, к сожалению, нас ждет еще, как минимум, несколько лет больших неприятностей и в Европе, и в прилегающих к ней районах. Например, если даже представить, что в какой-то степени Магриб, то есть Северная Африка, Ближний и Средний Восток через несколько лет стабилизируются, трудно спрогнозировать через пять или десять лет, как развиваться будет у нас под боком в Центральной Азии, где политические системы могут попасть в зону так называемого транзита или смены руководства. Я думаю, что чем сильнее наша страна будет и внутренне, включая и социальную сферу, и экономическую, и военную, тем более уверенно мы будем чувствовать себя. Если мир вокруг нестабильный, то самый большой залог того, что мы переживем эту нестабильность — это стабильность внутренняя".
О неразрывной связи России с Европой: "Посмотрите на то, насколько Россия стала более или менее европейской за последние 25 лет: я думаю, что она стала более европейской, например, сколько стало русских в нашей стране в процентном отношении? Стало намного больше русских или носителей православной веры. Людей, которые близки к общеевропейской культуре, в процентном отношении в стране стало больше, потому что от нас ушли республики Центральной Азии или Закавказья, хотя там тоже многие себя причисляют к Европе. Потом посмотрите, кто сейчас наш главный торговый партнер, несмотря на санкционный режим, — это все-таки не Китай, и ни какая-либо другая страна, не Индия и не Бразилия. Вы знаете, это изменить можно, но на это требуются годы и десятилетия или какой-то форс-мажор вроде Второй мировой войны, когда наша страна была вынуждена за месяцы взять и перевести из европейской части тысячи предприятий, миллионы людей за Урал. Но не дай бог нам такой же форс-мажор".
"Если мы посмотрим на диверсификацию нашей экономики, то не увидим, что несмотря на многочисленные программы, которые принимались, начиная с начала 90-х, по развитию Дальнего Востока или Сибири, что это как-то очень сильно сказалось на структуре нашей экономики и на диверсификации нашего экспорта. Я думаю, что Россия, так как она расположена в нескольких регионах мира, и в ней проживают люди, которые могут относить себя к разным цивилизациям, к разным религиям, разговаривать на разных языках, безусловно, должна смотреть не только в Европу, ареол этот должен смотреть и на Восток, и ниже на юг. Но мне трудно себе представить, что за 10, 20, 30 лет Россия по своему торговому обороту и по менталитету превратится больше в азиатско-тихоокеанскую страну".