Правила игры
инвестирует руководитель группы фондового рынка Иван Кузнецов
Главной темой очередного форума Московской биржи в этом году стало привлечение инвестиций "в условиях новых вызовов". За год, прошедший с Крыма, тезис "инвесторы взяли паузу" потерял прелесть новизны. Как прекрасно сформулировал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, "в стране произошло то, что произошло". И надо как-то двигаться дальше.
Быстрее всего участники дискуссии разобрались с иностранными инвестициями. "Их нет",— констатировал председатель правления холдинга "Открытие" Рубен Аганбегян.
Зато потенциального внутреннего инвестора на фондовом рынке нашли сразу. Это негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Абсолютно все выступавшие, среди которых были и глава Сбербанка Герман Греф, и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, и первый зампред ЦБ Сергей Швецов, и председатель правления "Роснано" Анатолий Чубайс, говорили о необходимости долгосрочных инвестиций НПФ. В какой-то момент стало понятно: других частных денег, кроме резервов и накоплений НПФ, в стране просто нет. Иначе почему все говорят только о том, как бы их лучше инвестировать — буквально во все, от инфраструктурных облигаций до акций инновационных компаний.
Вообще-то более 2 трлн руб. пенсионных резервов и накоплений пенсионные фонды уже и так инвестировали — и большей частью в инструменты фондового рынка. Ведь эти деньги не лежат в пенсионных фондах в виде наличных, они вложены в акции и облигации. И даже если они положены на банковские депозиты, банк давно купил на эти деньги ценные бумаги или выдал их в виде кредитов. И новые накопления, которые некоторые фонды получат в этом году после разморозки, безусловно, будут инвестированы. Зачем же тратить столько слов по поводу привлечения денег НПФ на фондовый рынок?
Я думаю, финансовая власть заботится о том, чтобы эти деньги не просто инвестировались, а инвестировались правильно. И все эти разговоры о частных, то есть плохо контролируемых, инвестициях — дежурная дань риторике вчерашнего дня. И отдав ее, можно всерьез поговорить о реальном положении вещей. Например, о том, что регулятору финансовых рынков слишком удобно контролировать действия единственной в стране ликвидной биржи, чтобы расставаться с ее акциями. И независимых директоров ЦБ бирже помогает выбирать в совет, признался вчера Сергей Швецов. И биржа очень быстро делает для ЦБ все необходимые инструменты. "У меня есть такое ощущение, потому что мы акционеры, влияющие на вашу премию",— пошутил вчера он, обращаясь к главе Московской биржи Александру Афанасьеву.
Печальнее всего, что шутка эта совсем не рискованная. Потому что все прекрасно усвоили: от частного капитала в России одна нестабильность — то ли дело госрегулирование. Акции Московской биржи взлетели вчера на новости о том, что ЦБ остается в ее капитале, почти на 6%.