Хлебная точка невозврата
Петербургские депутаты предложили обязать торговые сети компенсировать поставщикам 50% непроданного хлеба
Фракция "Единая Россия" Законодательного собрания Петербурга разработала проект изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Законопроект обязывает магазины компенсировать поставщикам половину стоимости непроданных товаров и ограничивает цену рекламных и маркетинговых услуг, которые ритейлеры оказывают производителям, в размере 5% стоимости поставленной продукции. Предполагается, что это защитит хлебопекарные заводы, которым только в Северной столице возвращают товаров более чем на 0,5 млрд рублей в год. Мнения экспертов об эффективности этих мер разделились.
Авторы законопроекта предлагают откорректировать ст. 9 закона, которая регулирует права и обязанности магазинов и поставщиков продовольственной продукции. Как говорится в пояснительной записке, сейчас ритейлеры имеют право возвращать на хлебозаводы непроданный черствый хлеб и хлебобулочные изделия без какой-либо компенсации. "На практике обязанность производителя на правах обратной реализации принять товар с истекшим сроком годности оборачивается нерациональным подходом торговых сетей к определению количества продукции для ее дальнейшей реализации (показатели возвратов хлеба и хлебобулочных изделий по Санкт-Петербургу в среднем достигают 20-25% с поставленной продукции, что в годовом исчислении составляет более 550 млн рублей)", — пишут единороссы.
Чтобы заставить продавцов более рационально подходить к заказам, депутаты предлагают разделить ответственность между поставщиками и магазинами: в случае возврата продовольственных товаров ритейлеры должны будут компенсировать производителям или дистрибуторам половину стоимости.
Кроме того, авторы проекта обратили внимание на то, что многие сети навязывают поставщикам договоры об оказании рекламных, маркетинговых и иных услуг. "На сегодняшний день вознаграждение по договорам возмездного оказания услуг, уплаченное торговым сетям за девять месяцев 2014 года, в совокупности по трем хлебопекарным компаниям Санкт-Петербурга составило 780 млн рублей, или более одного миллиарда рублей в годовом исчислении", — подчеркивается в пояснительной записке.
В связи с этим партия власти предлагает ограничить размер вознаграждения магазинам за услуги по продвижению товаров 5% от стоимости продукции, поставленной за соответствующий период.
Сегодня законопроект должен быть рассмотрен на заседании комитета ЗакСа по законодательству. Если палата примет проект постановления о законодательной инициативе в двух чтениях, документ уйдет на рассмотрение Государственной думы.
Член комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и собственности Ирина Иванова (КПРФ) идею единороссов одобрила, хотя и считает, что можно обойтись менее радикальными мерами. По ее мнению, можно разрешить магазинам возвращать без компенсации до 10% хлебобулочных изделий, так как хлебопеки могут добавлять в тесто до 25% старого хлеба. Все, что сверх этого, ритейлеры должны компенсировать производителям хотя бы частично, полагает депутат. "Это заставит сети лучше считать и правильно использовать понятия "менеджер" и "компьютерный учет", который точно показывает, сколько хлеба продано. Проследить и заказать столько, сколько тебе нужно по объему, сегодня несложно", — пояснила она.
Отметим, что инициатива "Единой России" коснется не только хлебобулочной, но и молочной продукции, которую магазины также частично возвращают производителям. "Если меры, обязывающие продавцов оплачивать поставщикам непроданные хлеб и молочную продукцию, будут приняты, то первым результатом этого будет сокращение объемов закупки хлеба и "молочки" и их дефицит на полках магазинов", — убежден вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев.
По словам генерального директора ИА "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, законопроект выглядит неэффективным. "Если говорить об ограничении выплат за маркетинговые услуги, то это ни к чему не приведет, поскольку без особого труда можно создать схему, которая позволит обходить эти ограничения, например, привлекая посредника. В оказании услуг маркетингового продвижения есть две проблемы, на которые надо обратить внимание нашим законодателям. Первая — это навязывание услуг поставщикам, а вторая — то, что услуги, за которые ритейлеры взяли деньги, могут вообще не оказываться или оказываться не в полном объеме, так называемый фиктивный маркетинг. Есть множество высокомаржинальных товаров, себестоимость которых очень низкая, и для которых нормально платить по 25-30% от стоимости за продвижение. Вообще, вопрос маркетинговых инвестиций должен находиться в области свободных договорных отношений", — поясняет господин Бурмистров.
Что же касается возврата товара поставщику, то Михаил Бурмистров отмечает, что это законодательно запрещено, впрочем, ритейлеры заключают со своими контрагентами договоры обратной реализации. "Эти договоры избавляют сети от расходов на утилизацию нереализованных товаров, а поставщикам позволяют нивелировать затраты на производство за счет того, что они дешево продают возвращенный на исходе сроков годности товар в несетевые магазины. Нужно прорабатывать не вопрос компенсаций, а создать процедуры вывода товара из ассортимента, обеспечить и стимулировать долгосрочные инструменты планирования продаж, взаимодействия между ритейлерами и поставщиками", — считает господин Бурмистров.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ "Финам", говорит, что подобный законопроект с некоторыми изменениями вносился в Госдуму несколько лет назад. "На мой взгляд, он носит нерыночный характер. Обязательное пятидесятипроцентное возмещение возврата товаров приведет к увеличению зарегулированности отрасли, снижению интереса к ней инвесторов, росту расходов ритейлеров с последующим закономерным ускорением инфляции в РФ из-за повышения средней наценки, необоснованным доходам производителей (они и так зарабатывают на утилизации товара, перерабатывая, например, хлеб в сухари). На мой взгляд, от нововведения выиграют наименее эффективные производители, которые поставляют некачественную продукцию, не пользующуюся спросом. Чаще всего споры по возврату идут между ритейлерами и производителями хлеба. Так, по некоторым оценкам, ритейлеры возвращают поставщикам в среднем 8-10% такой продукции, а по некоторым позициям — до 20%", — считает господин Нигматуллин.
В X5 Retail Group прокомментировать законопроект отказались, а многие другие ритейлеры, среди которых были "Лента", "Ашан", "Дикси", запрос проигнорировали.