Новороссийский порт остается неделимым
"Транснефть" и "Сумма" приостановили раздел
Основные акционеры Новороссийского морского торгового порта (НМТП) "Транснефть" и группа "Сумма" фактически остановили сложный переговорный процесс по разделу активов. Источники "Ъ" в правительстве, которое должно было одобрить схему, подтверждают, что она не стоит на повестке дня. По данным "Ъ", одной из причин стало отсутствие у "Транснефти" свободных средств на выкуп нефтеналивных активов.
Вчера гендиректор НМТП Султан Батов в ходе телефонной конференции заявил, что "план о возможном разделе активов НМТП сейчас не рассматривается, группа работает как единая компания". От дальнейших пояснений в НМТП отказались. В "Транснефти" не подтвердили информацию о приостановке разделения активов, назвав сообщение господина Батова "его личной инициативой". В группе "Сумма" Зиявудина Магомедова на запрос "Ъ" не ответили.
"Транснефть" и "Сумма" — крупнейшие акционеры НМТП, их СП принадлежит 50,1% акций группы, "Транснефть" владеет еще 10,5% акций и управляет 5,3% акций, принадлежащих ОАО РЖД. 20% — у государства. В группу НМТП входят Новороссийский морской торговый порт, Приморский торговый порт (ПТП), Новороссийский зерновой терминал, нефтерайон Шесхарис и другие активы. По итогам 2014 года группа показала убыток по МСФО $415 млн (в 2013 году — $104,7 млн), выручка НМТП составила $957,5 млн (рост на 3%). Ухудшение в НМТП объясняют в первую очередь влиянием курсовых разниц.
Акционеры больше года ведут переговоры о разделе активов НМТП: по основному варианту "Транснефть" должна была получить нефтеналивные, а "Сумма" — сухогрузные мощности. Год назад предполагалось, что госкомпания продаст "Сумме" свои 35% акций, а затем выкупит у НМТП нефтеналивные активы, включая ПТП. Сумма сделки должна была покрыть расходы "Суммы" на покупку ПТП (в 2011 году компания привлекла на это $1,95 млрд у Сбербанка, текущий долг перед банком — $1,6 млрд). "Транснефть" также предлагала передать ей в управление или продать госпакет НМТП с последующим выкупом ПТП (см. "Ъ" от 24 марта 2014 года).
Два источника "Ъ" в правительстве подтвердили, что вопрос о разделе НМТП сейчас не стоит на повестке дня. "Никаких бумаг по этому поводу уже давно не было",— заявил один из них. По словам другого, основная причина в том, что у "Транснефти" нет свободных средств для выкупа, а "в текущей экономической ситуации рассчитывать на господдержку нет смысла". Но источник "Ъ", близкий к НМТП, утверждает, что "Транснефть" сейчас несильно озабочена разделом, "пока ее устраивает роль старшего партнера". Но это не значит, что вопрос не актуализируется через несколько месяцев, считает он.
Сложности в отношениях между акционерами НМТП возникли еще в начале 2013 года, когда "Транснефть" высказала претензии из-за "игнорирования" ее интересов в управлении НМТП и инициировала смену менеджмента и главы совета директоров. Но и позже у "Транснефти" возникали вопросы по инвестициям в Шесхарис, а затем госкомпания скупила 10,5% акций НМТП на рынке. Государство также планировало продать свой пакет, но приватизация откладывалась, а в декабре 2014 года глава Росимущества Ольга Дергунова заявила, что правительство рассматривает вариант передачи 20% акций в управление "Транснефти" (пока решения нет). Собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией в НМТП, говорит, что отношения "Транснефти" и "Суммы" по-прежнему нестабильны, но как таковой серьезной подготовки к разделу порта стороны не вели. "Для этого как минимум необходимо одобрение от государства, а его нет",— объясняет он. Получить комментарий в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует вопросы управления госсобственностью) вчера не удалось.
Константин Юминов из Raiffeisenbank предполагает, что основная причина приостановки переговоров о разделе в том, что "Транснефть" и "Сумма" не могут договориться по схеме. Но вариант с отделением нефтеналивных активов от сухогрузных логичен, поэтому, скорее всего, сделка состоится, считает он, отмечая, что вторым этапом должна стать приватизация госпакета.