Жилищный фонд не поддается счету
Росстат не может получить данные о домах и квартирах
Отсутствие ответственных за государственный технический учет жилищного фонда уже третий год не позволяет Росстату собрать данные о жилье, которые необходимы властям для принятия управленческих решений. В Росстате особенно опасаются, что отсутствие статданных, в том числе по аварийному жилью, не позволит оценить исполнение майских указов президента, а также многомиллиардных жилищных программ.
Как рассказала "Ъ" замглавы Росстата Ирина Масакова, Росстат уже третий год не может собрать полную информацию о состоянии жилищного фонда РФ. "Первичный учет жилищного фонда отсутствует, и нет субъекта, который бы нес за это ответственность",— пояснила она. Как утверждают в Росстате, сейчас ни один из госорганов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не обладает полной информацией по первичному учету жилья. Как итог — частный жилищный фонд статнаблюдением вообще не охвачен, неполна и информация Росстата по муниципальному фонду.
Такая ситуация сложилась из-за нестыковки норм Жилищного кодекса (ЖК) и закона о кадастре. В ЖК указано, что госучет жилищного фонда предусматривает проведение технического учета, то есть инвентаризацию и паспортизацию. Но с принятием в 2013 году закона "О государственном кадастре недвижимости" бюро технической инвентаризации (БТИ), ранее снабжавшие Росстат данными, перестали предоставлять их в полном объеме. Так, в кадастре нет данных о благоустройстве (водоснабжении, отоплении, газификации или наличии электроплит), а также об износе зданий.
Из-за этого Росстат не может обеспечить другие ведомства полной информацией о состоянии и движении жилищного фонда. "На жилищные программы выделяются деньги. Насколько эффективно они используются, мы не можем сказать",— констатирует госпожа Масакова. Так, Минфин не получает данных для распределения между регионами бюджетных субвенций на оплату ЖКХ отдельными категориями граждан, нет информации о среднем размере общей площади квартир для определения Минтрудом предельной стоимости найма в расчете на один квадратный метр жилья для госслужащих. Минэкономики не может определить долю ветхого и аварийного жилья. Нет и информации о доле многоквартирных домов, полностью обеспеченных теплом, водой, электричеством, газом и канализацией — эти целевые индикаторы заложены в программу Минстроя "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ" (на нее на 2015 год выделено 121 млрд руб.). По словам представителя Росстата, особое беспокойство вызывает отсутствие в кадастре данных о ликвидации аварийного жилищного фонда (необходимы для реализации одного из майских указов президента).
Отметим, что Минстрой пытается организовать учет жилья через ведомственную государственную информационную систему. В Росстате называют эти попытки несостоятельными, замглавы департамента ЖКХ Минстроя Олеся Лещенко такую оценку оспаривает. "В системе Госкадастра мы можем увидеть объекты, которые есть в жилищном фонде. С июня 2015 года, как мы надеемся, появится мониторинг жилищного фонда, где все показатели будут отражены",— говорит Олеся Лещенко. Но, по ее словам, проблема в том, что ведомства не могут согласовать концепцию предоставления данных. Росстат не может использовать данные из кадастра недвижимости и Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: такая выгрузка информации противоречит закону о госстатистике, так как использует иную методологию.
Последние два года Росстат шлет в Белый дом письма с просьбой разобраться в ситуации. 31 марта этого года проблему обсуждал Общественный совет Росстата, который предложил вынести ее уже на заседание правительства. По словам члена совета и директора института социального анализа РАНХИГС Татьяны Малеевой, затягивать с решением больше нельзя: "Жилье в России — больше чем жилье. Оно имеет для населения особую ценность — это чуть ли не единственный инвестиционный ресурс. И о нем мы ничего не знаем, кроме квадратных метров ежегодного прироста",— говорит эксперт.