Музей в магазине

Бутики показывают современное искусство

Анна Минакова

Breitling

"Я хочу создавать картины, которые покажутся яркими даже тому, кто наденет шлем сварщика",— говорит американский художник Квин Т. Келли. Его работы и правда самые яркие пятна в бутиках часовой компании Breitling. По-другому и быть не могло. Они созданы под влиянием Роя Лихтенштейна и Тома Вессельмана, у которого Келли несколько лет проработал ассистентом.

Часть работ художника, которые можно видеть в бутиках Breitling, это отпечатанные тиражные вещи, но есть и уникальные, больше всего их собрано в нью-йоркском бутике фирмы. "Магазин Breitling в Нью-Йорке — это практически мой музей",— говорит Келли.

Dior

Работы нью-йоркского художника Робба Уинна находятся в собраниях парижского Центра Помпиду, Бостонского музея изящных искусств, нью-йоркского МоМА и многих других мировых музеев. Еще одно пространство, в котором нашлось место стеклянным графическим объектам Уинна,— парижский бутик Dior на авеню Монтень.

Флагманский бутик, открывшийся после реставрации по проекту вездесущего Питера Марино в сентябре 2007 года, переполнен художественными объектами. Среди них и надписи из стекла на зеркальной поверхности: "J`adore" и "An Orchid in The Land of Technology", созданные Уинном.

Montblanc

Коллекция Montblanc считается одним из самых серьезных корпоративных собраний современного искусства в мире. Работы, заказываемые художникам уже более десяти лет (а принцип Montblanc — заказывать работы, а не приобретать готовые), органично вписаны в пространство здания хед-офиса и мануфактуры фирмы в Гамбурге. Среди произведений искусства, которые ежедневно наблюдают простые сотрудники, работы Вонга Гуандзи и Томаса Руффа, Ричарда Филлипса и Томаса Сакса. Выставками в стенах мануфактуры фирма не ограничивается: некоторые работы тиражируются для оформления бутиков и, конечно, популяризации коллекции.

Louis Vuitton

В произведениях, что выставлены во флагманском ювелирно-часовом бутике Louis Vuitton на Вандомской площади в Париже, за внешним блеском скрывается редкая глубина. Так, в работе живущего в Париже иранца Фархада Мошири, созданной с использованием сверкающих кристаллов, позолоты и вышивки, рассказывается о конфликте мира западного и восточного, о столкновении традиционных иранских ценностей с глобализмом и консюмеризмом. Фотоколлажи Рашида Раны, считающегося лучшим из современных пакистанских художников, деконструируют пространство. Ему в интерьерах Louis Vuitton разрешили покуситься на святое — Вандомскую колонну. Чуть проще объекты Терезиты Фернандез, но и они исследуют не что-нибудь, а психологию восприятия. И тут Louis Vuitton словно поставил крайне любопытный эксперимент: могут ли все эти предметы гармонично существовать вместе, да еще и в бутике? Оказалось, очень даже могут.

Вся лента