Операция «Тангстен»
3 апреля 1944 года в ходе Второй мировой войны Королевский ВМФ Великобритании атаковал немецкий линкор «Тирпиц». И хотя судно не было потоплено, атака заметно ослабила позиции немцев в норвежских водах. Операция «Тангстен» — в фотогалерее «Ъ».
Во время второй мировой войны серьезную угрозу для Великобритании представлял немецкий линкор «Тирпиц». По замыслам немецкого командования, он должен был сдерживать вторжение войск антигитлеровской коалиции в Норвегию. Британское командование считало, что уничтожение линкора, который мог бы помешать арктическим конвоям, доставлявшим грузы в Советский Союз, также откроет путь для боевых кораблей, дислоцировавшихся в Северном море.
На фото: летчик Королевского ВМФ Великобритании готовит бомбу для «Тирпица»
Фото: Hudson/Royal Navy
Весной 1944 года «Тирпиц» проходил ремонт в Норвегии. Британское командование решило уничтожить корабль или вывести его из строя до того, как он будет полностью починен
Фото: AP
К 17 марта 1944 года восстановление «Тирпица» было практически завершено. Британская разведка знала об этом, так как постоянно отслеживала ход работ на корабле. На тот момент линкор не представлял серьезной опасности, так как не мог выйти в море из-за угрозы атаки со стороны британцев и недостатка топлива. Тем не менее, было решено перейти к разработке операции по его потоплению. Атака минисубмаринами представлялась невозможной, так как была серьезно усилена противолодочная и противодиверсионная оборона линкора. Идея применения тяжелых бомбардировщиков также была отвергнута главой бомбардировочного командования королевских ВВС маршалом Артуром Харрисом из-за угрозы ответных ударов по самолетам. Таким образом задача по потопления ложилась на авианосцы флота метрополии «HMS Furious» и «HMS Victorious», а также четыре эскортных авианосца
Фото: Mason/Royal Navy
Ответственным за планирование и проведение операции был назначен командующий британским флотом метрополии вице-адмирал Брюс Фрэзер. Первоначально операция получила название «Трастфул» (от англ. «доверчивый»), однако позднее было решено переименовать ее в «Тангстен» (от англ. «вольфрам»). Согласно плану, «Тирпиц» должен был быть атакован в середине марта 1944 года, незадолго до предполагаемого срока завершения ремонта. Первоначальная дата была перенесена из-за задержки, связанной с ремонтом «HMS Victorious». Рассматривался и вариант отмены операции, так как «HMS Victorious» был необходим в Индийском океане, чтобы сдерживать Японию. Но эта проблема была вскоре решена передачей восточному британскому флоту авианосца «USS Saratoga» вместо «HMS Victorious» для действий в Индийском океане
Фото: Boeckmann/Bundesarchiv
Согласно плану, основной удар в две волны должны были нанести пикирующие бомбардировщики «Fairey Barracuda». Палубные истребители «Chance Vought F4U Corsair» с авианосца «HMS Victorious» должны были обеспечить защиту в случае ответных немецких бомбардировок. Кроме того, разрабатывался план по подавлению зенитных батареей на берегу и на самом линкоре
Фото: IWM
Так как предыдущие удары по линкору не были успешными, было решено заменить бомбы на более мощные — новые 730-килограммовые бронебойные авиабомбы. При сбрасывании с высоты 1100 м и выше они должны были пробить хотя бы первый слой брони «Тирпица». Все 19 «барракуд», задействованных в операции, также были оснащены бомбами, в том числе глубинными, которые предназначались для поражения экипажа и подводных конструкций при взрыве их в воде вблизи корпуса корабля. Предполагалось, что фугасные бомбы будут сброшены первыми, выведя из строя часть оборудования ПВО линкора, затем последует основная атака
Фото: Royal Navy
После завершения планирования, начались интенсивные тренировки летчиков, так как 85% из них никогда не участвовали в подобных операциях и не имели соответствующей подготовки. Тренировки проходили в заливе Эрибол на севере Шотландии, так как, как и Кофьорден, где находился линкор, залив был окружен крутыми холмами. Все это время британская разведка наблюдала за «Тирпицем», а 16 марта 1944 года восемь британских, голландских и норвежских подводных лодок заняли позиции у побережья Норвегии. Такая спешка была вызвана радиоперехватом немецкого сообщения, из которого следовало, что «Тирпиц» готовится выйти из Кофьордена для завершения ремонта в Германии. Еще восемь британских и голландских подводных лодок были отправлены туда же спустя два дня. Однако «Тирпиц» никуда не ушел и лодки были отозваны. 21 марта Адмиралтейство получило предупреждение от разведки Великобритании о том, что немцы решили перерезать поток поставок в Советский Союз и могут направить «Тирпиц» атаковать любой морской конвой, не сопровождаемый крупными боевыми кораблями. Командующий операцией Фрэзер поручил обеспечить защиту следующего конвоя и принял окончательное решение о начале операции
Фото: AP
Выход в море боевых кораблей совпал с отправлением конвоя грузов для СССР, что обеспечивало дополнительное прикрытие — британское командование надеялось, что в случае обнаружения кораблей, немцы сочтут их охраной грузов. 28 марта прошла последняя репетиция операции
Фото: Hudson/Royal Navy
К началу операции основной ударной силой Королевского флота являлись два крыла палубных торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков Fairey Barracuda (на фото). Корабли, участвующие в операции, составляли две группы. Первой, в которую входили линкоры «HMS Duke of York» и «HMS Anson», авианосец «HMS Victorious», легкий крейсер и пять эсминцев, командовал вице-адмирал Брюс Фрэзер. Второй группой, состоящей из авианосца «HMS Furious», четырех эскортных авианосцев, пяти эсминцев и двух танкеров, командовал контр-адмирал Артур Биссет. Планировалось, что первая группа будет сопровождать конвой, а вторая отправится непосредственно к месту встречи у берегов Норвегии. 3 апреля ко второй группе присоединится первая, а на следующий день будет осуществлена атака
Фото: Royal Navy
Защиту «Тирпица» обеспечивали зенитные батареи и немецкая истребительная авиация, были развернуты четыре батареи тяжелых зенитных орудий и семь батарей малокалиберных пушек. Кроме того, защиту от воздушных атак обеспечивали корабли ПВО и эсминцы. Вокруг места стоянки линкора было установлено оборудование для создания дымовой завесы, которая должна была скрыть «Тирпиц» в случае налета самолетов противника. Помимо этого, разведка Великобритании предполагала, что в случае ЧП немцы смогут направить на помощь дополнительные истребители
Фото: AP
Первая группа вышла в море 30 марта 1944 года, вторая — несколько позднее в тот же день. Немцы вскоре обнаружили корабли и отправили на перехват все подводные лодки, которые находились в Норвежском море. С 1 по 3 апреля они безуспешно атаковали конвой. Британцы же уничтожили четыре подводные лодки и сбили шесть немецких самолетов. Тем временем, первая группа не участвовала в сопровождении груза и решила перейти к нападению, отойдя от конвоя 1 апреля. Рано утром 3 апреля 1944 года войска коалиции начали атаку на «Тирпиц»
Фото: Hudson/Royal Navy
Первыми в небо поднялись 10 истребителей «Chance Vought F4U Corsair», за ними — 21 бомбардировщик «Fairey Barracuda». После этого был выпущен остальной эскорт истребителей — 30 «Grumman F4F Wildcat» и «Grumman F6F Hellcat». Немцы не обнаружили начало наступления, а когда группа самолетов все же была раскрыта, линкор не был оповещен об этом. На момент нападения линкор готовился к отплытию, эсминцы сопровождения уже успели отплыть к месту предстоящих испытаний линкора. К моменту, когда началось нападение, экипаж не успел занять боевые позиции, не все водонепроницаемые двери были закрыты, и не все необходимые для защиты посты были полностью укомплектованы
Фото: Royal Navy
Первые же удары привели к тяжелым потерям среди артиллеристов линкора, был уничтожен главный центр управления зенитными орудиями, повреждены несколько орудий. Меньше чем за минуту на линкор были сброшены шесть бомб. Всего во время первой атаки в цель попали 10 бомб, тем не менее, пробить броню палубы не удалось. Линкор сел на мель, но был быстро вызволен. Сотни членов экипажа погибли. В результате второй атаки линкор не был потоплен, но был сильно поврежден. Тем не менее, было решено не проводить повторные налеты на следующий день. Операция была объявлена законченной
Фото: AP
6 апреля флот прибыл обратно на базу. Король Георг VI и премьер-министр Уинстон Черчилль направили поздравительные послания флоту, в то же время Черчилль и Каннингем были обеспокоены, что «Тирпиц» снова может быть восстановлен. Летчики, погибшие во время операции (9 человек), были объявлены героями. На «Тирпице» погибли 122 человека, 316 были ранены. Его ремонт занял несколько месяцев. После восстановления линкора, британцы предприняли еще несколько попыток уничтожения корабля, но все они были безуспешными.
На фото генерал Бернард Монтогомери благодарит вернувшихся моряков
Фото: AP
Во время Второй мировой войны серьезную угрозу для Великобритании представлял немецкий линкор «Тирпиц». По замыслам немецкого командования, он должен был сдерживать вторжение войск антигитлеровской коалиции в Норвегию. Британское командование считало, что уничтожение линкора, который мог бы помешать арктическим конвоям, доставлявшим грузы в Советский Союз, также откроет путь для боевых кораблей, дислоцировавшихся в Северном море.