Заместить импорт овощей и фруктов в России помогло бы строительство государственных хранилищ. Об этом заявил гендиректор компании-импортера "Глобус" Давид Калихман. Он выступил в ходе круглого стола национального комитета Международной торговой палаты, посвященного импортозамещению в России. Корреспондент "Коммерсантъ FM" Владимир Расулов рассказал подробности ведущему радио новостей Петру Косенко.
Фото: Надалинский Евгений, Коммерсантъ / купить фото
— Как мотивирует свое предложение господин Калихман?
— Господин Калихман начал свое выступление с некоторой статистики, он заявил, что Россия сейчас импортирует до 8 млн тонн овощей и фруктов, и 50% из этой партии — это то, что в России не растет, это цитрусовые, например, и бананы, а 50% — это яблоки, тепличные овощи и так называемый "борщевой набор": картофель, свекла, лук и морковь. По словам господина Калихмана, для того чтобы сейчас в России выращивать отечественные яблоки, требуется пять-шесть лет, и на это необходимо тратить серьезные деньги: на саженцы и на хранение плодов. Кроме того, теплицы, по его данным, окупаются в России за семь-восемь лет.
А что же касается того самого борщевого набора, 65-70% овощей на период с марта по июнь у нас закупается, это время, когда заканчиваются запасы отечественного осеннего урожая, он приходит в негодность, поскольку его негде хранить. По словам господина Калихмана, здесь бы как раз и помогли государственные хранилища, в которые могли прийти наши отечественные фермеры с российской продукцией и за какие-то льготные суммы хранить свои же продукты в государственных хранилищах.
По опыту некоторых стран, по словам господина Калихмана, можно было бы коммерциализировать продажу моркови и картофеля. По словам господина Калихмана, некоторые европейские страны уже сейчас без поддержки государства в этом случае обходятся. Также он отметил, что борщевой набор подорожал на 10-15%, можно было бы как раз отправить на ту самую госпрограмму, о которой он говорил, по поводу хранилищ.
— А что касается импортозамещения в других отраслях, об этом речь шла на круглом столе?
— Да, действительно, несколько еще отраслей рассматривали эксперты, в частности довольно жаркие споры разгорелись по поводу машиностроения, в частности автомобилестроения. Директор по экономике и финансам "Группы ГАЗ" Михаил Белобров заявил, что инновационные продукты уже сейчас в России создаются в автостроении. Привел он в пример свою "Группу", но весь вопрос упирается в сроки, поскольку машиностроение в целом и автостроение, в частности, не может за несколько месяцев заместить импорт. Уйдет на это примерно до двух лет, потребуется немало инвестиций. И еще одна проблема заключается в том, что в России практически не производится современное оборудование для строительства автомобилей и других машин.
Импортные станки приходится закупать за границей, и средняя доходность сейчас в автостроении составляет 10%, а ставки, которые по кредитам сейчас в России существуют, не менее 17%. Это требует поддержки со стороны государства, но ему, в частности, возразил вице-президент ассоциации "СинтеграМаш" Дмитрий Нестеров. Это компания, которая производит строительную технику. Он сказал, что можно обойтись и без поддержки государства. В этом случае необходимо создавать среду на производстве, чтобы все растения росли хорошо. Государство должно решать системную проблему: предоставлять бизнесу определенные льготы, возможно, давать шанс подключаться к каким-либо сетям на льготных условиях для того, чтобы бизнес потом сам развивался и не зависел от государственной поддержки. Но некоторые эксперты с этим не согласились, были мнения также о том, что государство не должно распыляться на всех, а выбирать только те проекты, которые действительно смогут окупиться за достаточно короткое время.