"Отечественный осенний урожай приходит в негодность, поскольку его негде хранить"

Заместить импорт овощей и фруктов в России помогло бы строительство государственных хранилищ. Об этом заявил гендиректор компании-импортера "Глобус" Давид Калихман. Он выступил в ходе круглого стола национального комитета Международной торговой палаты, посвященного импортозамещению в России. Корреспондент "Коммерсантъ FM" Владимир Расулов рассказал подробности ведущему радио новостей Петру Косенко.

Фото: Надалинский Евгений, Коммерсантъ  /  купить фото

— Как мотивирует свое предложение господин Калихман?

— Господин Калихман начал свое выступление с некоторой статистики, он заявил, что Россия сейчас импортирует до 8 млн тонн овощей и фруктов, и 50% из этой партии — это то, что в России не растет, это цитрусовые, например, и бананы, а 50% — это яблоки, тепличные овощи и так называемый "борщевой набор": картофель, свекла, лук и морковь. По словам господина Калихмана, для того чтобы сейчас в России выращивать отечественные яблоки, требуется пять-шесть лет, и на это необходимо тратить серьезные деньги: на саженцы и на хранение плодов. Кроме того, теплицы, по его данным, окупаются в России за семь-восемь лет.

А что же касается того самого борщевого набора, 65-70% овощей на период с марта по июнь у нас закупается, это время, когда заканчиваются запасы отечественного осеннего урожая, он приходит в негодность, поскольку его негде хранить. По словам господина Калихмана, здесь бы как раз и помогли государственные хранилища, в которые могли прийти наши отечественные фермеры с российской продукцией и за какие-то льготные суммы хранить свои же продукты в государственных хранилищах.

По опыту некоторых стран, по словам господина Калихмана, можно было бы коммерциализировать продажу моркови и картофеля. По словам господина Калихмана, некоторые европейские страны уже сейчас без поддержки государства в этом случае обходятся. Также он отметил, что борщевой набор подорожал на 10-15%, можно было бы как раз отправить на ту самую госпрограмму, о которой он говорил, по поводу хранилищ.

— А что касается импортозамещения в других отраслях, об этом речь шла на круглом столе?

— Да, действительно, несколько еще отраслей рассматривали эксперты, в частности довольно жаркие споры разгорелись по поводу машиностроения, в частности автомобилестроения. Директор по экономике и финансам "Группы ГАЗ" Михаил Белобров заявил, что инновационные продукты уже сейчас в России создаются в автостроении. Привел он в пример свою "Группу", но весь вопрос упирается в сроки, поскольку машиностроение в целом и автостроение, в частности, не может за несколько месяцев заместить импорт. Уйдет на это примерно до двух лет, потребуется немало инвестиций. И еще одна проблема заключается в том, что в России практически не производится современное оборудование для строительства автомобилей и других машин.

Импортные станки приходится закупать за границей, и средняя доходность сейчас в автостроении составляет 10%, а ставки, которые по кредитам сейчас в России существуют, не менее 17%. Это требует поддержки со стороны государства, но ему, в частности, возразил вице-президент ассоциации "СинтеграМаш" Дмитрий Нестеров. Это компания, которая производит строительную технику. Он сказал, что можно обойтись и без поддержки государства. В этом случае необходимо создавать среду на производстве, чтобы все растения росли хорошо. Государство должно решать системную проблему: предоставлять бизнесу определенные льготы, возможно, давать шанс подключаться к каким-либо сетям на льготных условиях для того, чтобы бизнес потом сам развивался и не зависел от государственной поддержки. Но некоторые эксперты с этим не согласились, были мнения также о том, что государство не должно распыляться на всех, а выбирать только те проекты, которые действительно смогут окупиться за достаточно короткое время.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...