Президент Эстонии готовится к кибератакам из России
Тоомас Хендрик Ильвес призвал страны НАТО сообща реагировать на угрозы XXI века
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес уверен, что в случае кибератаки со стороны России на прибалтийские государства НАТО должно будет дать скоординированный ответ. Об этом он заявил в интервью газете The Times. О том, что принцип коллективной обороны отныне распространяется на киберпространство, было объявлено на прошлогоднем саммите НАТО в Уэльсе.
Тоомас Хендрик Ильвес уверен, что НАТО должно быть готово к нейтрализации не только традиционных угроз и возможных ядерных атак, но и кибернападений. «В чем разница между выведением из строя электростанций и ракетной атакой? — заявил президент Ильвес в интервью газете The Times.— Обесточить страну с помощью кибератаки — это сложно, но возможно. И если это произойдет, почему это не должно быть причиной применения ст. 5 устава НАТО?».
В ст. 5, упомянутой господином Ильвесом, говорится: вооруженное нападение на одну или несколько стран—членов НАТО рассматривается как нападение на альянс в целом. Статья была применена лишь один раз — после террористической атаки на США 11 сентября 2001 года.
Отражение киберугроз было одной из главных тем предыдущего саммита НАТО, который состоялся в сентябре 2014 года в Уэльсе. Там было принято заявление о распространении принципа коллективной обороны на киберпространство. Это значит, что в случае кибератаки на одно из государств блока отвечать агрессору будут силы всего альянса. В заявлении, принятом по итогам саммита, этот шаг объясняется так: «Североатлантический альянс считает, что кибернападения угрожают процветанию, безопасности и стабильности стран и Евроатлантического региона. Они могут оказать столь же вредное воздействие на современные общества, что и обычные нападения».
В натовских документах, принятых на саммите, не сообщалось, кого альянс считает главным потенциальным киберагрессором. Избегают конкретики и официальные представители НАТО. В неофициальных беседах же представители США и Североатлантического альянса отмечают, что DDoS-атаки на эстонские ресурсы в 2007 году (в период скандала вокруг переноса Бронзового солдата) были первым примером межгосударственной кибервойны. На этом фоне прямолинейность президента Эстонии становится более понятной.
Северные страны ищут с кем повоевать
Министр обороны Норвегии Ине Эриксен Серейде в конце февраля объявила о планах реорганизации вооруженных сил страны, объяснив их желанием более эффективно противостоять «российской угрозе». Другие страны региона — Швеция и Финляндия решили объединить свои оборонные усилия и возобновили дискуссии о присоединении к НАТО. Читайте подробнее
Почему министры НАТО осудили Россию со всех сторон
5 февраля в Брюсселе прошло заседание глав Минобороны стран-членов НАТО, все дискуссии в рамках которого так или иначе касались «угроз со стороны России». Министры договорились о «немедленном» открытии командных центров альянса в шести странах Восточной Европы и подтвердили решимость углублять сотрудничество с Грузией с конечной целью ее присоединения к НАТО. Читайте подробнее
Для чего США хотят создать новую систему сдерживания
США намерены существенно усилить свой наступательный потенциал в киберпространстве — чтобы создать в этой сфере систему сдерживания по аналогии с ядерным оружием. Об этом на слушаниях в Сенате объявил глава Агентства национальной безопасности (АНБ) и киберкомандования США адмирал Майкл Роджерс. Читайте подробнее