"Говорить, что доверие к банковской системе Кипра восстановлено, пока нельзя"

Кипр снимет контроль за движением капиталов со следующей недели, заявил президент республики Никос Анастасиадис. По его словам, отмена ограничений означает восстановление доверия к национальной банковской системе. Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Петром Косенко.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Контроль за движением капиталов был введен на Кипре весной 2013 года. Это было одним из условий оказания финансовой помощи стране от Евросоюза и МВФ. Тогда допустимая сумма для снятия наличных в банке сократилась до €300 в сутки. Кроме того, из страны можно было вывозить не более €1 тыс.

— Означает ли эта новость, что теперь будет свободный вывоз средств из этой страны?

— Я полагаю, что пока преждевременно говорить о полном снятии ограничений. Безусловно, существуют обстоятельства, которые свидетельствуют о возвращении более стабильной ситуации, связанной с банковской сферой. Нужно не забывать, что благодаря "стрижке" пострадали, прежде всего, вкладчики банка Laiki Bank и затем уже Bank of Cyprus.

Говорить о том, что доверие к банковской системе восстановлено до конца, пока нельзя, потому что никто не собирается, мягко говоря, выкупать акции Bank of Cyprus у вкладчиков, которые были принудительно обязаны стать акционерами. Также нельзя говорить о том, что средства полностью разморожены, и теперь все могут воспользоваться полным доступом к ранее замороженным средствам. Нужно исходить из того, что все будет зависеть от того, как будут дальше реализованы декларации господина президента.

— Реакция бизнеса, как вам кажется, на эту новость будет позитивной?

— Ситуация будет, безусловно, развиваться в позитивном русле, поскольку Кипр является безальтернативной гаванью для российского капитала, который инвестируется в Россию, благодаря его налоговым преимуществам, и, безусловно, единственным государством в ЕС, близким к России, который использует английское право.

— То есть получается, что мы можем наблюдать в связи со всеми этими новостями по итогам, предположим, года некое увеличение оттока капитала из России?

— Отток капитала прогнозировать нельзя в отношении именно Кипра как центра инвестирования в Россию. Есть постоянный выход дивидендов, процентов и роялти, которые связаны с Кипром, но это практика структурирования. У США есть Каймановы острова, Ирландия, у России есть, соответственно, Кипр. Нужно более органично смотреть на это все и не смотреть на все легальные капиталы, которые инвестируются уже в России, как на преступно выходящие или выводимые из России.

— То есть презумпцию невиновности нам, наконец, нужно возвращать в отрасль финансов и капиталов?

— Конечно. Мы должны работать над тем, чтобы инвестиционная привлекательность росла, и доверие бизнеса и населения к власти восстанавливалось.

Вся лента