Не в первый раз за кризисом
За последние несколько лет городские власти, казалось бы, предприняли много усилий, чтобы в Уфе уровень жизни становился выше. Появление жилых комплексов, торговых центров, затем — анонсирование проектов, которые должны сделать жизнь горожан комфортнее. Сейчас многие из этих проектов под вопросом по умолчанию. Городские власти намерены пережить кризисные явления в экономике так, чтобы Уфа не потеряла ничего из того, что уже есть. Получится ли при этом что-то прибавить? Эксперты считают, что шансы есть.
В начале марта 2015 года в городской администрации прошло заседание комиссии по повышению устойчивости экономического развития и социальной стабильности Уфы. По заявлениям властей, мониторинг положения дел во всех сферах жизнедеятельности города будет проводиться интенсивнее, и все мероприятия, проводимые в этом направлении, уже выведены в плане антикризисных мероприятий в отдельный раздел. За основу взяты две задачи: защита населения от кризисных явлений и «устойчивая, надежная работа промышленных предприятий». По словам заместителя главы городской администрации Ильдара Хасанова, дополнительного финансирования на реализацию плана мероприятий не предусмотрено, возможно только перераспределение расходов бюджета городского округа между его статьями.
Уже есть статистические данные о состоянии экономики города за первые два месяца 2015 года. Объем отгруженной продукции собственного производства уфимских промышленных предприятий превысил 102 млрд рублей. Это больше половины общереспубликанского объема отгрузки. Рост к уровню соответствующего периода прошлого года — 110,4%. В полтора раза больше построено жилья — его объем составил 74 тыс. кв.м против 48 тыс. в соответствующий период прошлого года. В январе товарооборот крупных и средних предприятий достиг 9 млрд рублей, что на 11%, в сопоставимых ценах, выше прошлогоднего уровня. Ситуация на рынке труда несколько хуже прошлогодней, но не критичная, отмечают в городской администрации. Количество официально зарегистрированных безработных в центре занятости населения возросло на 539 человек по сравнению с началом года (6352 человека на 01.01.2015) и составляет в настоящий момент 6891 человек (по состоянию на 12.03.2015). Соответственно, несколько вырос уровень регистрируемой безработицы с 1,1% до 1,23% экономически активного населения. Восемь уфимских предприятий перевели 1652 человека на неполное рабочее время. Заместитель главы городской администрации Ильдар Хасанов рассказал, что в мэрии будет применяться опыт, накопленный во время кризиса 2008 года.
Центральное место в антикризисном плане занимают мероприятия, направленные на увеличение доходной части бюджета города и снижение расходной его части — до 10%, в основном за счет сокращения нерезультативных расходов. Основные показатели этого документа в мэрии планируют подготовить к маю-июню.
Ожидается, что будет активизирована работа комиссий по легализации объектов налогообложения, по выявлению фактов торговли в неустановленных местах, проведен комплекс мероприятий по погашению задолженности по налогам и неналоговым платежам, по своевременному поступлению этих платежей в бюджет. Есть первые ее результаты: за два месяца 2015 года во все уровни бюджетов погашена недоимка на сумму более 584 млн рублей, из них 87 млн поступило в бюджет Уфы.
В городской администрации также работает комиссия по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий. Еще в 2014 году там рассмотрели работу 52 предприятий и программы их деятельности на 2015 год, с учетом необходимости увеличения доходов и оптимизации расходов. В три раза сократился их убыток по итогам работы за девять месяцев 2014 года. Лимит бюджетного финансирования муниципальных учреждений в 2014 году уменьшился на 72 млн рублей, доход от хозрасчетной деятельности увеличился на 25 млн рублей. В соответствии с планом антикризисных мероприятий, эта комиссия в 2015 году продолжит работу. Чиновники мэрии заявляют о том, что рассматривается вопрос перевода муниципальных учреждений на энергоэффективный контракт.
Что касается заимствований городской администрации, то там собираются продолжать работу по их удлинению и удешевлению кредитов, хотя, конечно, сейчас это стало сложнее. «Здесь мы видим выход в оказании городу поддержки со стороны правительства региона путем предоставления бюджетных кредитов, ставки по которым намного ниже банковских. Республика Башкортостан, в свою очередь, должна получить бюджетные кредиты из федерального бюджета. Эта мера поддержки региональных бюджетов предусмотрена федеральным планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»,— рассказал господин Хасанов. «Уже на стадии подготовки бюджета Уфы на 2015 год мы сократили на 5% объем финансирования муниципальных программ. Их у нас 16, и расходы по ним превышают 80% общих расходов бюджета. Во втором квартале 2015 года мы планируем провести второй этап сокращения расходов на финансирование муниципальных программ еще на 5%. Мы не просто сокращаем их финансирование, мы его сдвигаем на следующие пять лет, то есть финансирование на 2016–2020 годы ежегодно увеличивается на 2%»,— говорит он. Эксперты, строившие в конце прошлого года негативные прогнозы для рынка муниципальных заимствований, сменили их на оптимистичные. По их мнению, в течение года условия кредитования могут стать выгоднее. «Центробанк постепенно снижает ключевую ставку, и ставки по кредитам должны пропорционально уменьшаться. К концу года они могут упасть ниже 20%,— полагает старший директор направления „Международные региональные финансы” Fitch Ratings Владимир Редькин.— Но у мэрии, скорее всего, нет времени на ожидание, так как подходят сроки по выплатам предыдущих кредитов. Поэтому, чтобы не допускать даже технического дефолта, ей нужно перекредитоваться на рыночных условиях». «22,5% — это комфортный уровень для заемщика, но не слишком выгодный для кредитора,— говорит заместитель председателя правления Локо-банка Андрей Люшин,— коммерческий сектор готов занимать под 25–30% годовых, и спрос большой». Теперь, когда правительство РФ обнародовало антикризисную программу, где заложена помощь крупным банкам, они могут себе позволить кредитовать заемщика на менее выгодных условиях для себя, так как их риски минимизирует государство, добавляет эксперт.
Городской планировщик НП RUPA Александр Антонов рассказал, что во время кризисных явлений власти идут по простому пути — сохраняют социально значимые затраты и режут, к примеру, научно-исследовательские работы. «Хотя именно кризис — хорошее время изучить пристально структуру городских затрат и провести действенную оптимизацию. Город как человек — можно в кризис отказаться от дорогих продуктов и есть много макарон, а можно критически подойти к своему рациону и есть меньше, но богатую витаминами пищу»,— рассуждает эксперт и добавляет, что именно в кризис можно попробовать поискать какие-то дополнительные доходы. «Например, самое время наконец повсеместно вводить платную парковку в городе, сократить затраты на инженерное и транспортное освоение отдаленных территорий, которые так хотелось застроить в более благоприятной экономической ситуации»,— предполагает Александр Антонов. Руководитель аналитического департамента ФК AMarkets Артем Деев считает, что в стагнацию 2015 года российские миллионники вошли с полностью загруженными мощностями в экономике, с высоким уровнем занятости, и одновременно — с отсутствием возможности кредитоваться на западных площадках. «То есть ситуация более сложная, чем в 2008-м, когда можно было просто дозагрузить мощности и выйти на приемлемый экономический рост. Сейчас, фактически, все зависит от нефти, и с этим согласны не только российские спикеры, но и западные инвесторы, которые видят подобные взлеты и падения развивающихся сырьевых стран не в первый раз. Для городов мы видим выход в создании индустриальных парков типа greenfield, то есть без тяжелых производств. Саммит является таким greenfield-парком в миниатюре на несколько дней и позволяет выявить спрос на те или иные услуги, это очень полезно для экономики города»,— заявляет эксперт. Аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин отмечает, что ситуация в 2015 году отличается от кризисных явлений, которые проявились в 2008 году. «Безработица близка к историческим минимумам (5,5%). Бизнес испытывает сложности с закупкой оборудования и расходных материалов из-за девальвации. Также слишком высоки ставки по кредитам. На мой взгляд, сейчас регионы должны сосредоточиться на поддержке среднего бизнеса, в том числе за счет субсидирования процентных ставок и налоговых каникул»,— говорит эксперт и добавляет, что в текущих условиях избежать рецессии в регионе можно лишь посредством применения комплексного подхода.
По словам Ильдара Хасанова, Уфа, став местом проведения международных саммитов, получила мощный импульс для дальнейшего развития. Мероприятия по подготовке к международным встречам в Уфе в 2015 году финансировались в основном частными инвесторами, которые построили семь гостиниц с инвестициями около 12 млрд рублей. Также частные владельцы 4000 зданий, расположенных на красных линиях в городе, отремонтировали фасады и входные группы. За счет средств федерального бюджета и бюджета республики реконструирован международный аэропорт Уфы, строится набережная реки Белой, сделан капитальный ремонт целого ряда знаковых объектов. Расходы городского бюджета были направлены в основном на благоустройство городских улиц, парков и скверов, озеленение территорий и строительство фонтанов. Директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин считает Уфу перспективным городом: «Город — на втором месте после Калининграда по удобству и условиям для ведения бизнеса. Он перспективный, и строительство гостиничного комплекса только простимулирует предпринимательскую активность и его популярность среди внутренних и внешних туристов».