ФСО отчуждается от зарубежного имущества
Ведомства готовят списки должностей, несовместимых с иностранными ценностями
До 1 октября 2015 года сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО), которым уже запрещен выезд за границу, должны избавиться от зарубежного имущества. ФСО разработала проект приказа, который должен быть подписан ее руководителем Евгением Муровым. Работа ведется и среди "гражданских" ведомств: по указу президента часть из них уже подготовила перечень должностей, на которых из-за доступа к сведениям "особой важности" нельзя будет владеть счетами и активами за рубежом.
ФСО обнародовала проект приказа "О сроках отчуждения имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами РФ", который распространяется и на военнослужащих, и на гражданский персонал службы. Сотрудники госохраны, имеющие "зарегистрированное за пределами РФ право собственности на имущество", должны "осуществить отчуждение такого имущества до 1 октября 2015 года". Если имущество достанется "в порядке наследования или на основании иных гражданско-правовых сделок" — то в течение года после этого. При нарушении сроков придется "докладывать рапортом" руководителям своих подразделений. Все полученные сведения будут пришиваться к личным делам сотрудников ФСО.
Ранее аналогичный приказ 22 декабря 2011 года подписывал только директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александр Бортников. В 2011 году ФСБ, опередив другие ведомства, ввела и запрет для выезда сотрудников за рубеж — ФСО сделала это на фоне международной напряженности из-за событий вокруг Украины в 2014 году (см. "Ъ" от 27 октября 2014 года).
ФСО ссылается на ст. 18 профильного для ведомства закона "О государственной охране". Эта статья была расширена в 2011 году. В ней было сказано, что сотрудники ФСО "могут быть уволены со службы или с работы" по основаниям, среди которых значилось "наличие зарегистрированного за пределами РФ права собственности на имущество". Но норма могла остаться "спящей", поскольку та же статья закона "О госохране" указывала, что меры по отчуждению зарубежной собственности должны проводиться в срок, определенный руководителем ФСО. Зампред комитета Госдумы по безопасности Александр Хинштейн ("Единая Россия") поясняет, что в случае с военизированными ведомствами "любая норма закона должна быть доведена в форме приказа".
Параллельно идет работа над ограничениями для сотрудников других ведомств. В декабре 2014 года был расширен закон, запрещавший хранить средства в иностранных банках и пользоваться "иностранными финансовыми инструментами" руководящим кадрам в госсекторе. При принятии закона в мае 2013 года говорилось, что это коснется людей, которые принимают решения, "затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности". Теперь запреты распространятся на тех, чья работа "предусматривает участие в подготовке" таких решений. Составить список таких должностей Владимир Путин предписал 8 марта главам федеральных ведомств и организаций, созданных на основании законов.
О подготовке приказов сообщило около десятка ведомств (в том числе министерства труда, природных ресурсов, строительства). Но если Федеральная служба по природопользованию запретит владеть счетами только руководителю службы и его заму, то в ФМС это коснется также глав департаментов по организации работы с иностранцами и административного. Основанием для включения должности в список, согласно указу президента, является допуск к "сведениям особой важности". Поэтому в ряде министерств туда были включены руководители подразделений, отвечающих за мобилизацию и защиту гостайны. Среди самых широких пока список Минсвязи, куда попали не только начальники, но и специалисты отделов режима и секретного делопроизводства, мобилизации, а также спецсвязи. В Минюсте же отказаться от иностранных счетов и ценностей придется в том числе главе аппарата уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека и его замам.