Внешняя угроза соединяет граждан с государством
40% россиян предпочитают укрепление власти
За прошедший год граждане стали больше верить в то, что добиваются от власти необходимого, могут влиять на принятие решений и готовы больше участвовать в политике. При этом 40% достигла доля тех, кто считает, что РФ нуждается скорее "в укреплении власти", чем в контроле над ней со стороны общества. Россияне считают, что вошли в резонанс с властью "перед лицом внешней угрозы", объясняют в "Левада-центре".
С начала конфликта на Украине россияне пересмотрели свое отношение к власти, показывает опрос "Левада-центра". Если в декабре 2013 года, то есть до смены власти в Киеве, 58% граждан считали, что Россия нуждается скорее в том, "чтобы власть была поставлена под контроль общества", то теперь так говорят 50%. Зато с 26% до 40% выросла доля тех, кто считает, что РФ больше нуждается "в укреплении власти".
За это же время, судя по ответам на вопрос о приоритетных для граждан подходах к вопросам прав человека, с 17% до 25% увеличилось число тех, кто считает, что "ради интересов государства в отдельных случаях можно согласиться с ущемлением прав отдельных граждан". При этом "ослаб спрос на подчинение власти конкретному человеку или обществу в целом", говорит замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.
Происходит "переоценка отношений власти и общества", складывавшихся в прошлые годы, говорит социолог, хотя "подвижки еще не перевернули сознание". Например, число тех, кто считает, что граждане России выполняют свои обязанности перед государством, сократилось с 55% в январе 2014 года до 47% в марте 2015 года. Одновременно доля тех, кто говорит о выполнении государством своих обязанностей перед россиянами, выросла с 13% до 24%.
При этом ровно за год, с марта 2014-го по март 2015 года, у граждан появилось больше уверенности в способности добиваться решения своих проблем: если прежде 22% говорили, что "никак" не способны на это, то теперь так отвечают 17% респондентов. Это наименьший показатель за последние годы. Изменения есть и по другим параметрам. Так, с 19% до 23% выросло количество тех, кто готов больше участвовать в политике. Алексей Гражданкин считает, что на отношении граждан к внутрироссийским делам сказались "солидарная позиция с властью перед лицом внешней угрозы" в условиях конфронтации со странами Запада, оценка "действий власти в отношении украинского кризиса". Если год назад 5% опрошенных "Левада-центром" говорили, что, "вступая в контакт с властью, добиваются того, что нужно", то теперь уверены в этом 10%. С 12% до 18% выросла доля граждан, которые отвечают, что такие люди, как они, могут влиять на принятие государственных решений в стране.