"Изучать форму СС — это не значит быть фашистом внутри"

Активисты проверят магазины игрушек по всей стране после обнаружения солдатиков-нацистов. С такой инициативой выступил Роспатриотцентр после того, как члены организации нашли такие игрушки в московских магазинах. Ведущий "Коммерсантъ FM" Алексей Корнеев обсудил тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию — психиатром.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

"Эта возмутительная ситуация свидетельствует о том, что искажение истории и подмена ценностных ориентиров происходит даже здесь, на полках безобидных игрушек", цитирует пресс-служба Росмолодежи активиста Роспатриотцентра. Девушка призвала волонтеров проверить магазины в регионах и проверить, что именно продается в отделах с игрушками.

— Что вы думаете об этом?

— Доброе утро, Алексей, доброе утро, дорогие радиослушатели. Путаная история, друзья мои. Давайте попробуем ее распутать, если получится. Во-первых, пришлось посмотреть много материалов, там не только солдатики, Алексей, главное возмущение вызвали бюсты. Там довольно большие бюсты с постаментами в размер средней головы Владимира Ильича Ленина, крашеные, со всеми деталями формы, с какими-то накладками, которые я не смог прочесть снизу, с каким-то текстом на таких псевдобронзовых плашках. Может быть, это имена этих героев. Разная форма СС-овская и прочая-прочая-прочая. Это большие штуки такие, и их не ставят, в них не играют "Пух-пух-пух, падай", играть не будешь. Солдатики есть в разных позах — убитый солдатик, бросающий гранату и так далее. Это одна история.

А бюсты — это другое, это, конечно, не взрослые игрушки. Но, во-первых, давайте мои ровесники вспомнят "Детский мир" того времени. Я помню отличный отдел, около которого толпились взрослые мужики, которые покупали и коллекционировали железные дороги. Их поставляла нам ГДР. Я пошел покупать туда сыну железную дорогу и столкнулся с тем, что дядьки там меняются вагончиками, паровозиками и так далее. Эти были серьезные мужчины, которые занимаются коллекционированием моделей железных дорог, как сегодня многие коллекционируют модельки машин. Поэтому я предполагаю, что есть серьезные дядьки, которые коллекционируют формы, занимаются историей, и, наверное, для них это составляет некий интерес. А торговля определяется спросом, это же простая вещь.

Торговля определяется спросом: коль скоро появилось довольно много молодых людей, которые только вчера приходили в "Детский мир" и, может быть, сегодня приходят тоже, — "Детский мир" не ограничивается же у нас 12 годами, 16 лет — это тоже еще для многих "Детский мир". Если мы рассуждаем с точки зрения психиатрии и психологии, то, как я не раз говорил, переходный возраст, пубертатный период и половое созревание, что является одним и тем же, часто затягивается очень на длительное время. И взрослые дядьки, играющие в игрушки до сих пор, — это во многом дети. Спрос определяет предложение.

Сегодня можно создавать нацистов, причем в городе Санкт-Петербурге, бывшем Ленинграде, выдержавшем блокаду, и никакие волонтеры не участвуют в том, чтобы это разогнать, и голосов своих не подавали. Никаких детских писков в этом смысле не было, ни от каких Роспотребсоюзов, а люди легко маршируют в футболках со свастикой, переносят свастику на тело. Этот знак забрали себе нацисты, но история этого знака уходит далеко-далеко в прошлое. Этот знак не подозревал, что его будут так использовать. О чем говорить, если делают татуировку свастики на груди или на бицепсе, на трицепсе, рукава у футболки специально делают короткими, часто носят майку, чтобы эту свастику было видно. Чего вы удивляетесь? Я никак не могу понять.

— А как психиатр ответьте, с чем это связано? Почему это вызывает такой интерес у определенной группы нашего населения?

— Что говорить: зло вообще обаятельно. Я не далее как в воскресенье закончил для одного журнала комикс, где у меня фигурируют Штирлиц и Мюллер, всевозможные их диалоги ко Дню Победы. Но я не мог не рисовать черную форму, не нарисовать на рукаве у того и другого персонажа свастики, не мог. Если мы вспомним фильм "17 мгновений весны", мы не дадим себе сразу отчет, кто нам симпатичнее: Штирлиц, Мюллер или вот этот парень Шелленберг, которого играл Олег Павлович Табаков.

Мы не скажем, кто из них обаятельней, потому что там обаятельны все. Если мы возьмем фильм "Щит и меч", где Олег Янковский и Любшин, один играл разведчика, а другой — фашиста, они встречались в форме с паролем "Мы с тобой сегодня одинаково небрежны", и обаятельнейший, красивейший Олег Иванович Янковский… Мы не скажем, кто из них был нам приятней и ближе к сердцу. Поэтому зло обаятельно, но изучать форму, переносить свастику и так далее — это еще не значит быть фашистом внутри. Это внешние атрибуты все-таки, и давайте разграничивать как-то эти вещи. Как их разграничивать, не знаю, но то, что возможен съезд фашистов и нацистов в Ленинграде — это самый возмутительный факт. Про какие детские игрушки мы здесь говорим? Смешно, друзья мои, какие детские игрушки, когда фашисты маршируют в центре Санкт-Петербурга, бывшего Ленинграда? Будьте здоровы, держите себя в руках! Когда вы играете в игрушки, думайте, какие игрушки вы берете. А продавцы остаются продавцами.

Вся лента