Не ценой единой
Конкуренты
Кризис поставил участников рынка складской логистики в непростую ситуацию: с одной стороны — собственники, резко поднявшие арендные ставки, с другой — клиенты, рассчитывающие на скидки. Лучше всего себя чувствуют провайдеры, располагающие собственными площадями: они могут предложить выгодные условия и не уйти в убыток. Операторы с менее выгодной позицией идут на демпинг, который в непростые экономические времена чреват банкротством.
Экономический кризис ударил по рынку складской логистики, в первую очередь отразившись на спросе. По словам Елены Печниковой, директора по развитию Itella в России, он снизился как на транспортные услуги, так и на складскую обработку. "Складская логистика сильно зависит от качества и количества площадей, доступных для хранения, поэтому спрос долгие годы основывался на отсутствии нужного количества качественных пространств",— подчеркивает эксперт. На смену дефициту качественных складских помещений, когда условия диктовали арендодатели, пришло время арендатора, говорит Николай Девятилов, генеральный директор Praedium. По подсчетам участников рынка, уровень вакантных площадей достиг рекордных 6% после того, как девелоперы достроили проекты, замороженные еще с прошлого кризиса: только в прошлом году, по данным City Express, в Москве было введено 1,5 млн кв. м — вдвое больше, чем в 2013-м.
Избыток арендных площадей создает конкуренцию среди арендодателей и заставляет их идти на уступки. "В целом по стране цены на складскую недвижимость снизились в среднем на 25%",— говорит Алексей Кичатов, генеральный директор City Express. По его словам, провайдеры, владеющие складами, также вынуждены снижать ставки, пусть и не так значительно: в зависимости от формата и площадки, аренда упала от 5% до 20%.
Те операторы, кто успел передоговориться с собственниками о снижении арендных ставок во время кризиса, оказались в самой выигрышной позиции. Однако, подчеркивает Елена Печникова, для некоторых логистических компаний долларовая ставка, вопреки ожиданиям, не упала, а выросла — в результате колебаний курса от 80% до 100% (в зависимости от того, по какому курсу происходило подписание договора аренды). "Логика бизнеса потерялась между здравомыслием, диктующим снижение ставок, и жадностью девелоперов, настаивающих на опосредованном повышении,— говорит эксперт.— В этой модели находится большинство логистических операторов, имеющих долгосрочные договора аренды". Госпожа Печникова уверена: в конечном итоге эта ситуация невыгодна никому. Чтобы покрыть рост затрат на аренду в рублевом эквиваленте хотя бы частично, провайдеры, оперирующие на арендованных площадях, повышают тарифы более чем на 30%, соглашается Полина Винокурова, директор по маркетингу "Молком". Альтернативой может быть расторжение договора и переезд на другой склад, однако в большинстве договоров для таких случаев прописаны драконовские штрафы вплоть до суммы годовой аренды, подчеркивает эксперт. В результате операторам приходится сокращать собственные расходы за счет оптимизации и повышения эффективности процессов.
Со своей стороны клиенты операторов рассчитывают на скидки: по подсчетам экспертов, ожидаемое снижение цены составляет от 5% до 15%. Предоставить специальные условия могут компании, располагающие комбинированным объемом собственных и арендованных складских площадей. Такие участники рынка могут на короткий срок предложить скидку ради сохранения клиентского портфеля за счет собственной маржинальности, поясняет Елена Печникова. "На сколько хватит запаса прочности, зависит от финансовой стабильности и баланса между собственными и арендованными площадями у каждого логистического оператора",— говорит эксперт.
"Многие компании в погоне за уменьшением затрат на логистику начали выходить на рынок с тендерными запросами,— говорит коммерческий директор FM Fresh Дарья Фалина.— В данной ситуации есть большие риски, так как многие небольшие провайдеры в погоне за клиентами начинают демпинговать цены, абсолютно не думая о качестве, ресурсах и в целом о трудности запуска нового проекта". Как показал опыт кризиса 2008-2009 годов, договоры, заключенные по низким ценам, год спустя пересматривались, а тарифы резко увеличивались. Кроме того, компании, забывавшие в погоне за клиентом о собственных интересах и бюджетах, выбывали с рынка, напоминает госпожа Фалина.
"Демпинг может стать временным решением, на которое идут в основном так называемые лоукостеры, чтобы поддерживать конкурентоспособность и привлекать клиентов. Однако если не будет должного уровня качества, которого ждет клиент, скоро подобная стратегия работы сыграет против оператора",— убеждена госпожа Печникова. "Клиенты логистических компаний заинтересованы в стабильном логистическом партнере — банкротство оператора и вынужденный переезд на другой склад могут сопровождаться не только ростом затрат, но и потерями продаж или доли рынка для клиента",— соглашается Полина Винокурова.
Таким образом, комфортнее всего сейчас на рынке себя чувствуют провайдеры, работающие на собственных складских площадях, а также представители крупных международных компаний, за спиной которых сильная финансовая поддержка, убеждена госпожа Винокурова. "Выдержать кризис смогут те логистические операторы, портфель которых включает клиентов из различных сегментов бизнеса. В кризис это особенно ощутимо, так как логистические операторы сразу чувствуют, какие сегменты продолжают рост, а какие, наоборот, замедляются",— отмечает Елена Печникова. Так, фармацевтическая продукция востребована независимо от кризиса, в то время как перевозки одежды и обуви резко сокращаются из-за падения спроса среди населения. В выигрышной позиции также находятся 3PL-провайдеры, оказывающие клиентам полный комплекс логистических услуг. "Им необязательно демпинговать, чтобы выжить",— убежден Алексей Кичатов. Кризис заставляет операторов не только оптимизировать расходы и искать способы сэкономить, но и повышать эффективность своей работы. Участники рынка уверены: компании, активно инвестирующие в IT-технологии и новое оборудование, выдержат непростые времена. Ведь главное по-прежнему не столько цена, сколько качество обслуживания.