По ту сторону шаблона
Евгения Касьянова — о ретроспективе Владимира Немухина и Лидии Мастерковой в ММСИ
На этой неделе в московском Музее современного искусства открывается ретроспективная выставка "Владимир Немухин. Грани формализма. Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция", посвященная художникам-нонконформистам, которых объединяли творческий диалог и личная дружба
Мастеркова и Немухин входили в "Лианозовскую группу" — неформальное творческое объединение, сформировавшееся вокруг поэта Евгения Кропивницкого сыгравшее решающую роль в развитии московского концептуализма. Немухин (родился в 1925 году) прошел все стадии развития абстрактного искусства — от лирической до геометрической абстракции. Немецкий славист Карл Армеймахер подчеркивает, что в центре искусства Немухина "находится человек не как социальное существо или экономическая величина", но как "интеллектуальный и духовный феномен". Творчество Лидии Мастерковой (1927-2008) представлено работами советского периода, до ее эмиграции во Францию, которая случилась после разогнанной "бульдозерной выставки".
Мастеркова несколько лет была гражданской женой Немухина. Они жили за перегородкой на одной трети комнаты, отведенной родителями Мастерковой. По словам Немухина, "Мастеркова делала абстрактные композиции с очень сложной фактурной проработкой, вводя в пространство своих картин коллажированные фрагменты, куски парчовой ткани, кружева", которые она часто находила в заброшенных храмах. В картинах узнаваемы реалии и советской эпохи. Например, изображение игральных карт на картинах Немухина — это рефлексия автора на тему игры, удачи, судьбы, предназначения и "чарующей невозможности предсказать человеческий опыт".