Ценам предписана стабилизация
Инфляция затухает медленнее, чем ждали в Минэкономики
В марте потребительская инфляция замедлилась до 1,2%, достигнув 16,9% в годовом выражении, сообщил Росстат. Затухает рост цен медленнее, чем оценивали статистики и ожидали в Минэкономики, благодаря части непродовольственных товаров. Помочь инфляции по крайней мере стабилизироваться в апреле должен крепнущий рубль. Аналитики ожидают от ЦБ дальнейшего снижения ключевой ставки уже 30 апреля 2015 года.
В марте 2015 года темпы роста потребительских цен замедлились до 1,2% (2,2% в апреле), а в годовом выражении ускорились — до 16,9% (16,7%), свидетельствуют данные Росстата. Последняя оценка статистиков не совпала с предварительной оценкой инфляции в марте, которая делалась на основе еженедельных измерений и указывала всего на 1% роста цен (16,7%). Структура мартовского индекса позволяет наблюдать замедление месячной инфляции продовольствия (с 3,3% за месяц и 23,3% в годовом выражении в апреле до 1,6% в марте и 23% в годовом выражении), непродовольственных товаров (с 2,1% и 13% до 1,4% и 13,9% соответственно) и услуг (с 0,8% и 12,8% до 0,3% и 12,6%). «Основная причина, по которой оценки годовой инфляции за март оказались больше оценок на основе еженедельных измерений,— непродовольственный сектор»,— отмечает Дмитрий Полевой из ING Russia, называя среди товаров, цены на которые росли, одежду и обувь, моющие средства и табак. Этим же, по его мнению, объясняется и ускорение базовой инфляции с 12,7% до 13,2%. Иными словами, эффект переноса девальвации курса рубля в увеличение стоимости этих товаров еще не исчерпан.
Напомним, в начале марта глава Минэкономики Алексей Улюкаев заявлял, что инфляция в годовом выражении достигнет пика в апреле на уровне «17% плюс» и затем начнет снижаться, но уже в конце месяца он заявил, что пик девальвации и инфляции пройден. Между тем аналитики убеждены, что в отсутствие нового витка девальвации на фоне уже произошедшего укрепления рубля прогнозы, сделанные господином Улюкаевым в начале марта, сбудутся на протяжении второго квартала. «Статистика по-прежнему свидетельствует о смягчении инфляционного давления. Цены на продовольствие и платные услуги, вероятнее всего, уже достигли пика, и только отдельные непродовольственные товары продолжают дорожать ускоренными темпами. Основной посыл для ЦБ заключается в том, что ежемесячная инфляция возвращается на “нормальный уровень”. Таким образом, мы считаем, что регулятор продолжит снижать ключевую ставку до 13% в апреле и 12% в июне 2015 года с сегодняшних 14%»,— считают в ING. Такого же мнения придерживаются и аналитики BofA Merrill Lynch, прогнозируя снижение ключевой ставки ЦБ 30 апреля до 13%.
Вместе с тем очередной разгон инфляции, впрочем, в 2016 году могут обеспечить государственные монополии, лоббирующие повышение своих тарифов на уровень выше инфляции в обмен на инвестиции, чему сопротивлялись в Минэкономики (см. “Ъ” от 26 марта). Например, ОАО РЖД уже в этом году удалось добиться самого высокого роста тарифов среди естественных монополий (10% на грузовые и пассажирские перевозки). На 2016–2017 годы грузовой тариф должен был расти на 5,5% и 4,5% соответственно, пассажирский — на 10%. Теперь Минэкономики предлагает рост грузовых и пассажирских тарифов на 7,5% в 2016 году и по 4,5% в 2017–2018 годах. Сегодня глава монополии Владимир Якунин, ссылаясь на «существующее решение правительства», заявил: «Индексация тарифов должна быть либо в уровень инфляции, либо инфляция плюс».
Как Минэкономики оценило масштаб экономических бедствий 2015 года
В распоряжении "Ъ" оказался макроэкономический прогноз на 2015 год, переданный вчера Минэкономики в Белый дом. При среднегодовой цене нефти $50 за баррель и падении цен на основные экспортные товары масштаб бедствий министерством видится незначительным: ВВП сократится лишь на 3%. Независимым экономистам спад ВВП 2015 года при той же цене на нефть видится вдвое большим. Читайте подробнее