Белая партия
Путешествие с Огненной Земли в мир вечной мерзлоты
7 декабря 2014 года. На краю земли холодно. Таксист, выдыхающий в салон едкий запах свежего лука, везет по пустынной дороге. Вокруг ни души. И только изредка попадается случайный прохожий, кутающийся в дождевик на ветру. Дорога в Arakur — лучший отель Ушуаи — из аэропорта занимает 15 минут. Этого времени вполне хватает, чтобы осознать: ты в другом мире. Вдали от всего. Какое-то необычайное умиротворение накатывает от этой неожиданной мысли. И ни запах лука, ни одиночество за стеклом, изрезанным косыми стежками дождя, ни промозглая погода не могут испортить настроение. В отеле такая же звенящая тишина. Кажется, сонный парень на регистрации впервые видит туристов. Но впечатление обманчиво: по данным IATA, в 2013 году Антарктиду посетили 37 405 человек. Большинство из них начинают путешествие здесь, в Ушуае.
9 декабря. Дрейк неприлично спокоен. Иду на капитанский мостик (открыт круглосуточно для всех пассажиров). Сквозь панорамные стекла смотрю, как экспедиционный корабль надрезает "скулой" кристальную гладь океана. Накануне собрали всех пассажиров (их на борту Sea Explorer чуть больше 100 человек) и долго рассказывали о технике безопасности, пока судно идет через пролив. Перемещаться по кораблю, только держась за поручни. Не совершать резких движений. По всему кораблю развесили санитарные пакеты — никогда не знаешь, когда может понадобиться. Окна в ресторане задраили и затянули болтами. И все, как выясняется, зря. Два русских парня сетуют, что обязательная "веха" в покорении Антарктики встретила их таким небывалым спокойствием. Им хочется пусть небольшого, но шторма. Капитан судна Андрей Руденко долго смотрит на них и без улыбки на лице говорит, что моряки таких шуток не понимают.
11 декабря. Прошли пролив Дрейка за полутора суток вместо двух запланированных. Как пояснил капитан, подгоняли волна и попутный ветер в корму. Скоро первая высадка. Пассажиров собирают в лекционном зале и просят принести верхнюю одежду. Следующие два часа бесперебойно работают пылесосы, чтобы не занести на территорию вечной мерзлоты споры, семена растений и мусор. Антарктида — природный заповедник, и посещение регламентировано строгими правилами. Оставляя за кадром подробности, скажу, что после высадки все должно остаться таким же, как было до высадки. Человек здесь наблюдатель. Пока приводим себя в порядок, корабль заходит в Райскую бухту. Именно здесь в 2002 году был осуществлен заплыв американской экстремалки Линн Кокс, за 25 минут преодолевшей 2 км по воде, температура которой была выше +0,5?C. Кто-то из пассажиров тут же спрашивает, когда мы сами будем купаться. Экспедиционный лидер обещает, что это произойдет в самое ближайшее время.
12 декабря. Второй день в Антарктиде, а сделано уже больше тысячи фотографий. Остановиться невозможно, потому что человек, живущий в мегаполисе, никогда подобного раньше не видел. Это действительно путешествие на другую планету. Ощущения после первой высадки непередаваемые. Белый снег. Айсберги поразительной формы. И пингвины, не обращающие на людей никакого внимания. И поразительная тишина, которая ласкает слух лучше любой даже самой гармоничной мелодии. Пока идем на "Зодиаке", понимаю, что кто-то никогда в жизни не увидит этого места. И тут же собираюсь звонить всем знакомым с призывом, чтобы они бросали все и сделали так, чтобы здесь оказаться. Из этой затеи ничего не выходит: мобильный телефон замолчал, как только отошли от Ушуаи. Поначалу расстроился, но потом понял: быть без связи в таком удивительном месте — лучшее, что может мне подарить цивилизация.
После часовой прогулки по острову экспедиционный лидер собирает всех на берегу и сообщает, что в бухте можно купаться. Температура воздуха — +5?C. Температура воды — на один градус выше. Русские в группе тут же начинают сбрасывать одежду и бросаются в воду. Китайцы смотрят на это сначала с удивлением, а потом с непреодолимым желанием повторить антарктический подвиг. И вот два человека начинают неуверенно раздеваться и под одобрительные возгласы идут к студеной воде. Кто-то кричит, что нужно бегом. Мгновение — и вот китайцы вылетают из воды как обожженные. Мороз действительно обжигает. Но потом становится жарко. Я знаю. Я тоже купался.
13 декабря. Сбился со счета. Сколько уже было высадок? Знаю, что их по две в день. Время здесь как-то странно растягивается. Чем дольше Sea Explorer находится в Антарктике, тем отчетливее понимаю, что побывать тут должен каждый, кто считает себя путешественником. Сегодня были в Порте Локрой. Там находится единственная в Антарктиде рабочая почта. На станции сидят три британских волонтера-исследователя. Считают пингвинов. Продают сувениры. С их помощью отправили родителям и друзьям несколько почтовых открыток ($2 каждая). Интересно, дойдут ли?
14 декабря. Между высадками проходит по несколько лекций. Все, что вы хотели знать об Антарктиде (и не только о ней), но боялись спросить. Увлекательно. Познавательно. Информативно. И все это в обстановке необременительной роскоши. Сидя на пухлом диване, ловлю себя на мысли: не ожидал, что Антарктида — это такой феноменальный комфорт. Да еще и погода прекрасная. На одной из высадок термометр зафиксировал температуру +12?C. Высаживались на острове Кувервилль в проливе Герлах. Колонии пингвинов Генту гогочут, по-прежнему не обращая внимания на людей. Поморники начеку: пингвиньи яйца — деликатес.
15 декабря. Приходим на остров Десепшн, где гнездится одна из самых больших колоний пингвинов Чинстрап. Кто-то из проводников говорит, что советские моряки называли этих пингвинов ментами — за черную полоску поперек горла, напоминающую ремешок от фуражки. Вторая высадка — на российской станции "Беллинсгаузен". Русские исследователи рады гостям. Показывают поморника Яшу. Он любит колбасу, но ему ее никто не дает. Вспоминаю закон о невмешательстве в дикую природу Антарктики. Живут обитатели станции по-спартански. Надеются, что после призыва президента вкладывать больше денег в исследование Антарктиды ситуация должна измениться. Долго общаемся. Уезжать почему-то не хочется.
17 декабря. В проливе Дрейка качает. Ночью разбилась чайная чашка. В остальном все спокойно. Вестибулярный аппарат сопротивляется качке. Но воспоминания о феноменальной экспедиции не дают организму расклеиться. Я лежу на диване и читаю книгу о Беллинсгаузене. И меня переполняет гордость, что Антарктиду открыли именно русские. Позади почти две недели путешествия. И теперь накрывает грусть, что все так быстро закончилось. Впрочем, зачем раскисать? Ведь непокоренным еще остался Северный полюс.
Туристу на заметку
Экспедиция в Антарктиду начинается из Ушуаи (Аргентина). Добраться сюда довольно просто. Сначала нужно долететь до Буэнос-Айреса, потом поменять аэропорт и на местной авиакомпании лететь до финальной точки назначения. Экспедиция организована таким образом, что ночь туристы проводят в Ушуае (за это время обязательно стоит попробовать блюда из краба) и на следующий день отправляются на корабль. Список необходимых для путешествия в Антарктиду вещей вам пришлют организаторы экспедиции.
Первые лица
Президент России Владимир Путин одобрил идею создания туристической структуры, которая займется популяризацией Антарктиды как трэвел-направления. Соответствующее предложение поступило от российских предпринимателей, отправившихся в экспедицию на самый южный континент. Идея была высказана ими во время телемоста с главой государства.