"Думаете, приключения опасны? Попробуйте рутину: она смертельна"
Президент Poseidon Expeditions Николай Савельев о путешествиях в Антарктиду и экспедиционном туризме
— Действительно ли поток туристов в Антарктиду растет, несмотря на кризис?
— Кризис где?
— В России.
— К сожалению, Россия для нас не основной рынок пока. Конечно, мы его развиваем, но 90% путешествующих с нашей помощью в Антарктиду не из России. Когда я вижу огромные толпы немцев, американцев, австралийцев и китайцев, то мне, как русскому, обидно, что из нашей страны едут так мало. Антарктиду же открыли Беллинсгаузен и Лазарев — а русские где? Вопрос в том, кто хочет и может. Весь мир в прошлые десятилетия уже изъездил вдоль и поперек Европу, Америку и половину Африки, не говоря о Японии и Австралии. Наш рынок начал созревать только к 2010 году, когда появилось некоторое количество людей, уставших от Мальдив с Лазурным берегом, уже объехавших всю Европу и созревших до глубоких, необычных путешествий. Но и Россия тоже развивается: в позапрошлом сезоне в Антарктиде побывали 200 человек, а в прошлом — уже 350. Для сравнения: из Германии в позапрошлом сезоне были 1,8 тыс. человек, а в прошлом — 3 тыс. Из Австралии было 2433 человека, стало 4123. Что касается кризиса, в 2008-2010 годах путешествий в Антарктиду стало даже больше. Все-таки у нас другой контингент, на который кризис не особенно влияет. Ты можешь скопить пару тысяч и слетать в Европу, но тут совсем другие затраты.
— А чем вы выделяетесь на международном рынке? Он большой, кстати?
— Всего в мире около десяти операторов, организующих такие путешествия. Нужны ведь специализированные суда, знания, опыт, время и вложения. В России из операторов только мы, потому что все остальные — это туристические агенты, которые продают либо нас, либо других операторов. Когда вы покупаете тур, задайте компании простой вопрос: кто оператор судна и организатор программы путешествия? Только компании, фрахтующие пассажирские суда, могут декларировать, что они операторы. Просто в России есть понятийное расхождение с международным законодательством. Судно стоит миллионы, которые нужно платить на много лет вперед. Это риск, а никто не хочет рисковать — все хотят только зарабатывать. Мы пришли на международный рынок последними, в конце 1990-х, поэтому стараемся делать в пять раз больше и лучше других. Это как у Льюиса Кэрролла: если ты хочешь не стоять на месте, ты должен бежать как можно быстрее, а если хочешь куда-то прибежать, ты должен бежать изо всех сил. Другие слегка расслаблены, так что за те же деньги мы делаем некоторые вещи больше, глубже и качественнее.
— Например?
— Если кто-то делает по одной-две высадке на Антарктическом континенте в день, мы будем делать по две-три и посещать больше разных мест. Мы единственные, кто заходит на российскую полярную станцию "Беллинсгаузен". Вообще, у нас основное развлечение — это получение новых знаний и опыта. Во время круиза всегда полный зал на лекциях хоть о криле, хоть о пингвинах, хоть о китах. Главное наше отличие от других операторов — это детали. В основном все делают примерно одинаково. Мы же стараемся разными способами добавить красок и особой атмосферы нашим путешествиям — это и приглашенные русские ученые, полярники, и наши знаменитые красные куртки с эмблемами Антарктиды, и, конечно, живая музыка. Представьте, возвращаешься вечером на судно слегка подмерзший, переполненный антарктическими эмоциями, а там ресторан, официанты в белом, горят свечи, играет рояль, заказываешь в баре бокал шампанского... а за окном плывут айсберги. Ну не чудо? Вообще, я бы всем посоветовал очень внимательно подходить к выбору судна. Оно должно вмещать около 100 человек и быть высокого комфорта — это крайне важно в таких путешествиях. Нужно внимательно изучать фото кают на сайтах турагентств. В Антарктиде сейчас работает около 30 различных судов, и все они очень разные.
— Как чаще всего добираются до Антарктики? В какое время? Какие есть неудобные моменты?
— В основном через Аргентину: прилетают в Буэнос-Айрес, оттуда до Ушуаи, где базируется морской пассажирский флот, который ходит в Антарктиду. Сезон — с 1 ноября по 10 марта, 10-12 отправлений. Чаще всего спрашивают, какую брать одежду: в чем ты на лыжах катаешься, то и надевай. Антарктида сейчас становится той же Африкой: ты едешь в дикую природу, но в абсолютном комфорте. То же сафари, только на лодках "Зодиак", где во время высадок есть брызги и ветер, но это тоже часть драйва.
— Часто ли бывает шторм?
— Пролив Дрейка, конечно, неспокойный, потому что там сходятся Тихий и Атлантический океаны. Но страсти, связанные с ним,— это легенды XIX века, когда ходили на деревянных суднах. Его можно перелететь на самолете, но мы всех отговариваем. Во-первых, честно предупреждаем, что из 100% случаев в 60% самолет задержится, а в 20% — вовсе отменится. Тамошний аэродром — это не Шереметьево. Во-вторых, раз уж вы пролетели через полмира, не бойтесь вы этого пролива Дрейка. Это же тоже опыт — волны, вокруг альбатросы с трехметровыми крыльями. Об этом ты и будешь помнить всю жизнь, а ощущение неприятности и то, что тебе когда-то было некомфортно при качке, забудется. Хотя в последние годы Дрейк все чаще напоминает спокойное озеро.
— Есть ли другие опасности, связанные с путешествием в Антарктиду? Какие-то ограничения?
— Никаких ограничений нет, многие ездят с детьми. Какие могут быть опасности — пингвин укусит, что ли? У россиян Антарктида ассоциируется с экстримом, морозами, а это вообще никакой не экстрим. В этом году на солнце было +15?C. Ты плывешь на роскошном судне с хорошим рестораном и баром в комфортной каюте. Высаживаешься на берег. Вокруг пингвины, киты, морские леопарды, касатки. Кто-то сказал: если вы думаете, что приключения опасны, попробуйте рутину — она смертельна.
— А если кто-то хочет экстрима?
— Есть компании, которые занимаются походами на лыжах в Арктике и Антарктиде. Их всего две, и мы им тоже помогаем с организацией. Я и сам ходил на лыжах до Южного и Северного полюса и спал в палатке при -40?C. Это тяжело. Логистика достаточно сложная — привезти людей, увезти, организовать туалеты при такой температуре, греть воду, заплатить профессионалу, который водит такие экспедиции, эвакуация, безопасность, страховки. Это не Диснейленд в Париже.
— Каков средний возраст людей, которые решаются на путешествие в Антарктику?
— Из Австралии и Америки, как правило, едут богатые пенсионеры. Из Европы — тоже пенсионеры и люди, работающие в бизнесе, адвокаты, юристы и врачи, то есть те, у кого высокий доход. Объединяет их рвение за новым опытом и новыми знаниями. Не хочу никого обидеть, но это не те туристы, которых можно встретить в Турции и Египте — чаще у них есть определенный багаж знаний, опыт в жизни и путешествиях.
— А зачем они, собственно, туда едут?
— Кто-то — за уникальными фотографиями, кто-то хочет поставить галочку, у кого-то это просто мечта. Россиянам хочется побывать на российской полярной станции "Беллинсгаузен", китайцам — на китайской полярной станции и так далее. Кому-то интересны тысячи пингвинов разных разновидностей, поэтому они выбирают программу с Южной Георгией, где есть в том числе королевские пингвины. Кому-то хочется поплавать вокруг китов, когда в двух метрах от тебя вдруг вылезает хвост размером с лодку. Или ты стоишь и смотришь на морских слонов, которые дерутся в пяти метрах от тебя. А вокруг айсберги размером с 12-этажный дом.
— А у вас какое самое яркое впечатление?
— Оно всегда одно — люди. Я бы нигде не встретил таких необычных и интересных людей, как в этих путешествиях. Больше всего врезаются в память пожилые люди. Однажды ездили бабушка из Японии, который было 92 года, ее дочь, которой 72, с внучкой, которой 53, и правнучкой, которой 28. И вот эта бабуля встает, идет, садится в лодку "Зодиак", в вертолет, приходит на все лекции. Ее все поддерживают. "Может, вы не пойдете?" — "Нет-нет, обязательно". Не каждый человек на такое способен. Или смотришь: пара русских, которые живут в каюте стоимостью $40 тыс. Очень просто одеты, интересуются всем, читают что-то постоянно, общаются с лекторами. Когда все закончилось, я спросил у них: ребята, вы кто такие, чем занимаетесь? А мы, говорят, строим поющие фонтаны. Бах — выстрел в голову. И выясняется, что они из Краснодара, увидели первый поющий фонтан в Америке или Барселоне. Потом построили его у себя во дворе. Пришел какой-то чиновник из губернии, увидел этот фонтан. Сказал: а вы можете построить большой фонтан на площади? Они построили его на площади. А в гости к губернатору приехал другой губернатор: "Как круто, мне нужен такой фонтан". А потом на какую-то встречу приехал президент Таджикистана и сказал: нам в Таджикистане нужны такие фонтаны. Кто построил? Вот такие ребята с нуля стали миллионерами, потому что строят поющие фонтаны. И таких людей на нашем судне сотни со всего мира. Где ты таких людей встретишь? В начале 2000-х я познакомился с вице-президентом Royal Caribbean. Он говорит: "Какой у тебя интересный бизнес". Я ему: да ты что, у тебя самого Royal Caribbean. ""Макдональдс"",— говорит он. Макдональдс — это, наверное, круто, но мне-то хочется Мишлена. Я побывал в 75 странах мира, но каждый раз, возвращаясь в Антарктиду, я понимаю, что он имел в виду.
О компании
Poseidon Expeditions была основана в 1999 году английской компанией Poseidon Arctic Voyages Ltd, входящей в десятку мировых лидеров компаний--организаторов экспедиционных круизов в полярные регионы. Poseidon Expeditions по праву считается пионером морских экспедиционных путешествий в России. Туроператор с 16-летним опытом специализируется на экспедиционных путешествиях в отдаленные, малоизученные уголки планеты, подразумевающие исследования, открытия и посещение уникальных заповедников. Самыми популярными направлениями компании являются, конечно же, Антарктида, Арктика и Северный полюс. Компания имеет офисы в Германии, США, Англии и Китае и управляет двумя пассажирскими экспедиционными судами — Sea Spirit и Sea Explorer, а также в летнее время атомным ледоколом "50 Лет Победы" ("Атомфлот")