Отдых вопреки прогнозам
Спрос на зарубежные поездки в майские праздники превзошел ожидания туроператоров
Спрос россиян на традиционно популярные поездки за рубеж на майские праздники сократился на 25%, притом что еще в начале года сами туроператоры прогнозировали падение турпотока вдвое. Путешественники экономят, выбирая страны с недорогим авиаперелетом, например Израиль или Чехию, но большинство решило провести весенние каникулы дома: спрос на внутренние направления вырос на 15%.
Объем покупок зарубежных туров на майские праздники (с 30 апреля по 11 мая) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 25%, в то время как спрос на внутренние направления увеличился на 15%, сообщили "Ъ" в Ассоциации туроператоров России (АТОР). "Сейчас многие клиенты не могут себе позволить одновременно летний отпуск и поездку на майские праздники",— объясняет исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Аналогичная ситуация сложилась и в сегменте самостоятельных бронирований. Объем продаж авиабилетов за рубеж с вылетом на майские праздники упал на 20%, а перелеты внутри страны, напротив, выросли на 15%, отмечает гендиректор "ВИП Сервис" Дмитрий Горин.
Впрочем, реальная ситуация оказалась намного лучше прогнозов. Еще зимой туроператоры были уверены, что продажи туров на майские праздники сократятся более чем на 50%, так как из-за обвала рубля путевки подорожали на 50-80% (см. "Ъ" от 26 января). Но с начала года стоимость евро к рублю уже снизилась на 15%. На этом фоне спрос на европейские направления вырос на 5-10%, но это незначительное восстановление, и вряд ли операторы смогут компенсировать падение 2014 года, рассуждает госпожа Ломидзе. Похожую тенденцию отмечает и господин Горин. По его словам, рост числа бронирований наметился с 10 марта. Сейчас средний чек на покупку авиабилетов — 11 тыс. руб., это не выше уровня предыдущего года, туристы поняли, что по-прежнему могут покупать дешевые перелеты за счет резко увеличившегося числа акций и специальных предложений, рассуждает господин Горин. По словам гендиректора "Пегас Туристик" Анны Подгорной, структура спроса на пакетные туры в сравнении с предыдущим годом практически не изменилась. Самым востребованным остается Египет, затем — Турция, уточняет она.
В сегменте внутренних туров, по оценкам Майи Ломидзе, примерно 60% продаж сейчас приходится на Краснодарский край. Гендиректор "Дельфина" Сергей Ромашкин приводит другие расчеты: наибольшей популярностью пользуются загородные туры, для жителей Москвы — Подмосковье, для петербуржцев — Ленинградская область. Следом идут поездки в города Золотого кольца и на Кавказские Минеральные Воды. По оценкам господина Ромашкина, средний бюджет тура на майские праздники варьируется в диапазоне 12-22 тыс. руб., это примерно на 15-16% выше аналогичного показателя 2014 года. Примерно такими же темпами росли цены и в сегменте самостоятельного бронирования. По оценкам Tutu.ru, средняя стоимость перелета на майские праздники в Сочи выросла на 22%, до 6,6 тыс. руб., в Кавминводы — на 39%, до 5,1 тыс. руб., в Калининград — на 10%, до 5,3 тыс. руб.
Директор компании "Связной Трэвел" Алексей Дорош сомневается, что переориентация путешественников на внутренние направления сможет компенсировать падение рынка в денежном выражении. "Стоимость зарубежных перелетов традиционно значительно выше",— отмечает он. По его наблюдениям, самостоятельные путешественники предпочитают проводить майские каникулы в Израиле или Чехии, так как перелеты туда дешевле, чем в Париж или Рим, которые до кризиса входили в десятку популярных направлений среди россиян. "Если доля купленных билетов, скажем, в Тиват (Черногория) почти не изменилась по сравнению с прошлым годом, то в Прагу — выросла в полтора раза",— подсчитал гендиректор Tutu.ru Дмитрий Храпов. По его данным, стоимость перелета в Прагу в этом году упала на 37%, до 10,3 тыс. руб., в Тель-Авив — на 11%, до 9 тыс. руб. В то же время билеты в Париж подорожали на 71,8%, до 16,9 тыс. руб., в Рим — на 48%, до 15,9 тыс. руб.