Правила игры

с азиатскими тиграми анализирует специальный корреспондент группы ТЭК Наталья Скорлыгина

На днях в "Сколково" экспертам и участникам рынка показывали презентацию результатов моделирования Азиатского энергокольца. Этот масштабный и довольно давний проект предполагает некое объединение энергосистем России, Китая, обеих Корей и Японии. Выгодность этого для всех сторон бесспорна как в системном плане, так и с точки зрения рентабельности экспорта-импорта. Согласно анализу Сколтеха и Института энергетических систем СО РАН, реализация проекта дает перетоки между странами на уровне 400 млрд кВт ч в год. Из них 100 млрд кВт ч оседают в крайне платежеспособной Японии, где средняя цена 1 кВт ч составляет более $0,15 против $0,05 в России.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Но на пути этих планов встает неизбежное препятствие: нужно скоординировать несколько стран со своей спецификой. В принципе, чем выше бизнес-составляющая в подобном диалоге и чем меньше госчиновников, тем он эффективнее, считает глава программы "Россия в АТР" Центра Карнеги Александр Габуев, но политика вмешивается всегда. Так, вскоре в Пекине в честь юбилея Победы во Второй мировой пройдет антияпонский парад, на который поедет Владимир Путин, и деловые отношения с Токио опять могут застыть. Не последний источник забот — присутствие в энергодиалоге такого неизбежного, но крайне экзотического партнера, как Пхеньян. Помню, нас в свое время занимало, зачем высокие северокорейские делегации регулярно навещают Бурейскую ГЭС: неужели деловой интерес? Потом выяснилось, что там всего лишь установлен памятный камень в честь визита Ким Чен Ира, и призрак северокорейских инвестиций отступил.

Но не только противоречия между странами препятствуют диалогу: Россия и сама успешно создает барьеры для развития отношений с АТР, хотя они и являются государственным приоритетом. Так, объясняет на примере Китая Александр Габуев, изначально была одна российско-китайская межправкомиссия (ее возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин). Затем вице-премьер Игорь Сечин основал правкомиссию по электроэнергетике, которую после его ухода в "Роснефть" возглавил Аркадий Дворкович. А осенью 2014 года была создана еще одна правкомиссия у Игоря Шувалова — по приоритетным инвестпроектам, и это приоритетная площадка для диалога о доступе к кредитам. Российские энергетики мечутся между этими правкомиссиями, которые, в свою очередь, конкурируют между собой за проекты.

Участники, признающие, что осмысленной является тактика "мелких шагов", без замаха на реализацию пятистороннего проекта, видимо, правы. Но из-за отсутствия координации сверху и в этом случае российские компании действуют неслаженно. Так, энергомостом Сахалин--Япония одновременно занимаются и "РусГидро", и "Интер РАО", которые уже пришли к определенным выводам, но по отдельности, говорят собеседники "Ъ".

Вся лента