Зачем политик сельскому хозяйству
Переводом Александра Ткачева с Кубани в Минсельхоз власть одновременно решает задачи в стратегической отрасли экономики и в не менее стратегическом регионе.
Во время представления коллективу Минсельхоза нового руководителя чего не было точно, так это ощущения веселого сельского праздника. "У меня тоже кошки скребут, потому что действительно все-таки родной коллектив у меня там, а у вас — здесь. Но это жизнь, это политика, так сказал президент",— теперь уже министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев как будто утешал и себя, и теперь уже бывшего министра Николая Федорова.
Президент не случайно сказал, нет сомнений, что на село пришла большая политика. Нанотехнологии, воздействие которых на экономику страны без микроскопа не разглядишь, сколковские стартапы с их западным вокабулярием — не здесь теперь российские приоритеты. Уже какое-то время ясно, что на национальную идею претендует импортозамещение — хоть и словцо неудобоваримое, даже Word подчеркивает, да и сам процесс странный, учитывая современное разделение труда и глобализацию. Но нет для России ничего невозможного. Еще в конце марта пафос международного аграрного форума овощных культур "Овощкульт" казался избыточным: главный пропагандист страны Дмитрий Киселев в качестве модератора, чиновники первого уровня на обсуждении "перспектив и рисков овощного бизнеса в условиях изменения геополитической ситуации" (см. материал "Ваше плодородие", "Деньги" N11 от 23 марта). Но в конце апреля для земли-матушки уже ничто не чересчур, в том числе назначение главой Минсельхоза политика-харизматика.
На Кубани и правда ни полоски незасеянной не осталось, Ткачеву прочат успех. Вопрос, конечно, сможет ли создать на федеральном уровне эффективную среду для современного бизнеса руководитель, который до этого строил почти феодальную региональную вертикаль, но это время покажет. Не поспоришь, однако, что духу времени более чем соответствует образ министра--ревнителя национальных интересов, способного не только на технократические действия, но и на демонстрацию кузькиной матери зарубежной капусте. Очевидно также, что для подобного идеологического сопровождения импортозамещения не годился Николай Федоров. Юрист-конституционалист, демократ (единственный в 2000 году сенатор, голосовавший против возвращения гимна на музыку Александрова, да еще пытался через Конституционный суд оспорить право президента снимать губернаторов и распускать региональные заксобрания), да и в сельском хозяйстве ладно что сам не дока, так еще (злословят аграрии) на ключевые посты в Минсельхозе ставил скорее "менеджеров", чем специалистов.
"Сельское хозяйство является лидером экономического роста. Это неспроста. Это результат работы всех, кто трудится на земле, ну и министерства, которое этим занимается" — так сказал вице-премьер Аркадий Дворкович во время кадровой перестановки. Что-то значимое можно расслышать в этом "ну и": увеличение аграрных показателей в 2014 году, конечно, вызвано скорее санкциями, антисанкциями и прочими благоприятными условиями для аграрной конъюнктуры, чем невероятными управленческими усилиями Минсельхоза.
С другой точки зрения на большую политику и экономику назначение главным по коровникам Ткачева, лидера с волевым подбородком, одновременно решает задачу его перевода из региона, стратегическое значение которого стремительно возрастает. Вряд ли экс-губернатору припомнили бездарные действия властей при катастрофе в Крымске, криминальную кущевскую трагедию, неоднозначные, мягко говоря, высказывания по национальному вопросу и прочее, что добавляет в его кубанскую историю, аккуратно выражаясь, полутонов. Может быть и так, что слишком эффективный управленец (за 15 лет ВРП Кубани в номинальном выражении вырос в 11,5 раза) — это тоже эффективно до поры до времени: вертикаль в федерации одна, и на ее вершине не Ткачев. По данным источников газеты "Коммерсантъ", близких к администрации президента, в тройной кубанско-аграрной рокировке главная — назначение новым губернатором Вениамина Кондратьева, видного специалиста по имущественным вопросам (тема его кандидатской диссертации — "Осуществление и защита права государственной собственности субъектов РФ").
Сейчас на Кубани потребность в имущественно-правовой деятельности губернатора переоценить трудно. Чего стоит одна только необходимость строить мост через Керченский пролив — задача уникальная не только по инженерной, но и по юридической, и по организационной сложности. За плечами Кондратьева, отмечают источники "Ъ", как раз опыт урегулирования ключевых споров вокруг земель и имущества в ходе подготовки сочинской Олимпиады. Теперь этот опыт ему здорово пригодится.