"Государство пытается как-то закатать интернет, чтобы там не было ничего плохого"
Мещанский суд Москвы обязал портал "Луркоморье" удалить скандальное изображение с певцом Валерием Сюткиным. По данным Роскомнадзора, решение суда вступит в силу через 30 дней, в течение которых сайт должен удалить противозаконную информацию. В противном случае Роскомнадзор внесет страницу сайта в единый реестр запрещенной информации. Основатель портала "Луркоморье" Дмитрий Хомак ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Дарьи Полыгаевой.
Речь идет о картинке с изображением Сюткина, который в нецензурной форме призывает бить женщин.
— Вы уже знаете о таком решении суда, может быть, присутствовали ваши представители на заседании?
— Я знаю про это решение суда точно так же, как и все, из прессы. Решение суда не видел еще даже Роскомнадзор, они говорят, что оно поступит в ближайшие несколько дней. Это, конечно, позор со стороны этого суда.
— Почему?
— Потому что в этой статье в интернете нет ничего конкретного про Сюткина, она повествует о том, откуда появился этот мем. Это не мы его придумали, статья ровно о том, что это кусок истории интернета. Сюткин, как человек публичный, должен быть готовым к подобным историям. Есть такой эффект Стрейзанд, когда пытаешься запретить информацию, о ней узнают все: у нас эти картинки, немножко замаскированные, показали уже по всем центральным каналам за последние несколько месяцев.
— Трафик увеличился, Дмитрий?
— Трафик не очень увеличился, он у нас довольно стабильный, примерно в пределе того, что может быть. А картинку увидели все.
— Скажите, картинку будете удалять, когда поступит к вам решение суда?
— Я не видел еще решение суда, что мы должны удалить. В крайней случае мы заблокируем выдачу картинки на территории Российской Федерации, как мы делаем это обычно с Роскомнадзором, мы не удаляем ничего.
— Это в рамках закона будет, претензий от Роскомнадзора не будет после этого, если только на территории России заблокируете?
— У нас есть 33 дня на то, чтобы удалить эту картинку, то есть 30 дней на вступление в законную силу и 3 дня на то, чтобы удалить по требованиям Роскомнадзора.
— Если вы заблокируете только на территории России, у надзорного ведомства по закону претензий быть не должно?
— И на то, что ее можно увидеть из-под любой прокси или какими-то иными способами с территории России, у них обычно тоже нет претензий. Ну, как и со всеми такими статьями.
— А оспаривать решение собираетесь или пока не видели, не знаете, что там?
— Я еще ничего не могу сказать, потому что у нас нет юриста, у кого-то будем консультироваться, но для этого нужно все-таки решение получить.
— Но это же не первая подобная претензия к вашему сайту, там у вас много обидных всяких…
— Эта претензия тоже прошла через государственные структуры, то есть фактически Роскомнадзор подавал в суд на нас от имени Сюткина. Ни один живой человек на нас толком в суд не подавал. Был один случай очень давно и кончился примерно ничем.
— Скажите, Дмитрий, эта история про что? Про то, что некоторые люди и государственные структуры, чиновники не понимают шуток из интернета?
— Скорее про то, что чиновники и люди, которые к ним близки, не понимают интернет и хотят сделать, чтобы он был простой, понятный: государственный поиск, госуслуги, государственная база данных.
— А, поисковик государственный еще.
— И поисковик, чтобы все было государственным, чтобы все было от имени и по поручению государства без этих ваших смешных шуточек.
— Как вы считаете, если действительно решение суда вступит в силу, это приведет к тому, что интернет начнет меняться, российский сегмент интернета? Есть уже и у Роскомнадзора куча претензий к разным ресурсам, вот до вас тоже добрались.
— Меняться тут нечему. Государство пытается как-то закатать интернет, чтобы не было там ничего плохого, обидного, неверного — всякого того, что государство считает ненужным. Это очень плохо, потому что это сильно мешает интернету развиваться. То есть нет никакого отдельно русского интернета, не было никогда, но сейчас эта вся история с информационным суверенитетом говорит про то, что надо делать так, как говорит государство, потому что государство так говорит. Это не очень хорошая идея.
— Это приведет к тому, что интернет изменится и станет более приглаженным?
— Нет, к этому точно не приведет, просто больше уйдет в подполье, будет какой-то нелегальный обмен информацией — это никогда не удавалось задушить. Анекдоты будут рассказывать всегда, такие картинки тоже будут примерно всегда, пока есть хоть какое-то средство передачи этих картинок.
— И, кстати, правильно я понимаю, что даже если вы заблокируете страницу, все равно подобные картинки с Сюткиным в "Яндексе", в Google будут выскакивать?
— В том и дело, что это не мы придумали эту картинку. Она была там везде, по всему интернету, мы просто собрали про нее статью, где пишем, что Сюткин тут ни при чем. Вот в этом-то основная наша претензия, то есть очень хотелось бы заблокировать картинку — ну, попробуйте, конечно, это интернет, у вас это плохо выйдет. Но нашу историческую справку блокировать — это как-то не очень с точки зрения истории даже.