Отказная манипуляция
«Помехи в порядке вещей» в «Рабочем и колхознице»
В «Рабочем и колхознице» открылась выставка выпускников первого набора школы «Медиаартлаб» «Помехи в порядке вещей». С результатами двух лет обучения художников ознакомилась АЛЕКСАНДРА ШЕСТАКОВА.
Два года назад, когда был набран первый курс школы «Медиаартлаб», МВО «Манеж» был одним из центров новой городской культуры наравне с парком Горького. В интервью “Ъ” Ольга Шишко рассказала об образовательном процессе: «Мы активно работали с междисциплинарными проектами, изучали авангардные направления XX века не только в искусстве, но и в музыке, театре и кинематографе». Что будет происходить со школой дальше, пока неизвестно, госпожа Шишко лишь назвала тему будущего набора — «Перформативность».
Новые образовательные стратегии оправдали себя. Выпускники школы присутствуют в молодежной номинации «Инновации» и среди претендентов на премию Сергея Курехина с мультимедийным перформансом «Смерть Тарелкина». Во время второго года обучения у студентов «школы Шишко» была возможность показывать работы на третьем этаже Манежа в рамках совместной программы «Медиаартлаб» с галереей «Триумф» «Большие надежды». В результате самые сильные работы в экспозиции принадлежали дебютантам манежного балкона. Например, видео Алисы Таежной «Prime Time Living Room», использующее популярный киношный прием совмещения веселой музыки с жутким видеорядом. В импровизированной гостиной с мягким диваном пока на одном маленьком экране Линдси Лохан рассказывала о своих приключениях, на другом — под бодрую музыку в ритме телешоу самолет врезался в небоскреб.
Пока студенты «Медиаартлаб» постигали основы междисциплинарности, многое успело измениться. В том числе из «Манежа» ушла глава школы Ольга Шишко, объяснив свое решение невозможностью показывать в выставочных залах современное искусство. Вместе с консервативным поворотом российской политики экспозиционная площадка в центре города постепенно превращается в место для патриотических эскапад вроде выставки «Рюриковичи».
Перемены в выставочной политике Манежа удивительным образом отразились на выпускном смотре в «Рабочем и колхознице». Этаж с показом результата исследования студентки школы Марии Крамар «Почему нельзя делить на ноль?», посвященного стратегиям успеха художников, едва не закрыли из-за… размноженного черно-белого плаката праворадикала Алексея Беляева-Гинтовта с надписью «Севастополь — русский город!». По словам Марии Крамар, за несколько часов до открытия выставки заместитель директора Манежа Елена Мидзяновская потребовала закрыть этаж с работами или закрасить плакат. Правда, через 20 минут зал все же открыли. В пресс-службе Манежа инцидент объяснили необходимостью поставить другую возрастную маркировку.
Забавный акт либеральной цензуры со стороны сотрудников «Рабочего и колхозницы» стал не единственным конфликтом на выставке. Некоторые стратегии успеха художников появились на выставке без их ведома. Например, в буклете присутствует принтскрин переписки Марии Крамар с участником коллектив «Что делать?» Дмитрием Виленским, в которой он отказывается предоставить работу. Тем временем в экспозиции есть скопированный из Youtube поэта и художника Романа Осьминкина отрывок видео выпускников «Школы вовлеченного искусства “Что делать?”» «Атлант устал». Таким образом Мария Крамар реконструировала ситуацию, связанную с отказом «Что делать?» участвовать в Manifesta 10. Тогда коллектив опубликовал открытое письмо, в котором заявил о выходе из выставки «Манифесты», тем не менее перформанс «Атлант устал», документация которого показана на выставке Марии Крамар, прошел за 30 минут до окончания гала-приема в Эрмитаже по случаю открытия европейской биеннале в нескольких метрах от Дворцовой площади.
Ольга Шишко: сейчас мне кажется, что на площадке Манежа слишком много непрофильных проектов
Ольга Шишко покинула Манеж, а вместе с ней ушли возглавляемые ею Музей экранной культуры и школа «Медиаартлаб». О своих дальнейших планах и причинах ухода она рассказала Александре Шестаковой.
— Как происходило обучение в школе «Медиаартлаб»?
— Мы пытались нащупать актуальные стратегии преподавания и работы со студентами. Мы активно работали с междисциплинарными проектами и изучали авангардные направления XX века не только в искусстве, но и в музыке, театре и кинематографе.
— Будет ли набор в школу «Медиаартлаб»? Что с ней будет происходить после вашего ухода из Манежа?
— Мы не оставляем выпускников школы этого года, потому что считаем, что появились очень талантливые молодые художники, которым необходимо работать не впустую. В следующем году мы планируем проводить выставки с их участием. Темой следующего набора хотим сделать «Перформативность». В июле мы объявим, по какому пути пойдем: будет ли это жесткий отбор или открытые мастерские. Мы планируем приглашать не только художников, но и театральных деятелей. По поводу выставок и проектов на следующий год: давайте сначала доживем. Главное, чтобы мир не изменился в другую сторону. Ближе к лету мы уточним, на какой площадке будет жить школа.
— Какие планы у музея экранной культуры «Медиаартлаб» после вашего ухода из Манежа? Я правильно понимаю, что он лишается площадки?
— Музей экранной культуры — это виртуальная организация, которая существовала под этим названием после того, как в Манеже поселилось три музея: Музей книги, Музей дизайна и Музей экранной культуры. После ухода Музея книги и Музея дизайна мы стали одним из направлений Манежа, занимались инновационными проектами в области современного искусства, завязанными на разных стратегиях и на разных медиа. Направление остается одним из отделов Манежа и будет заниматься совместно с галереей «Триумф» проектом «Отцы и дети». У «Медиаартлаб» впереди выставка «Прогулки с Трубадуром» на тему импровизаций в саунд-арте и видеоарте. Мы готовим ее уже около года, собираемся показать Анри Салу, Йоханну Биллинг, Гэри Хилла, Александру Пирогову, Дмитрия Морозова (:vtol:). Площадку оставлю в тайне, потому что о ней пока ведутся переговоры.
— Почему вы покинули Манеж?
— У каждого периода в жизни есть свои границы. Мне показалось, что у Манежа был рассвет, когда у меня была надежда, что он станет «Гран Пале», но сейчас мне кажется, что на площадке Манежа слишком много непрофильных проектов, не отражающих мои желания и мои стремления сделать что-то инновационное. В ситуации, когда нет возможности делать выставки, мне очень тяжело находиться на этой площадке, поэтому я считаю, что лучше остаться свободным куратором. Будет возможность что-то сделать с Манежем — мы обязательно ею воспользуемся.
— Как вы можете прокомментировать попытку администрации «Рабочего и колхозницы» закрыть часть выставки выпускников школы «Медиаартлаб» из-за работы Беляева-Гинтовта?
— На выпускной выставке бы показан кураторский проект одного из наших студентов Марии Крамар. Она продемонстрировала различные стратегии выживания художников — это такая очень тонкая и игровая выставка. В том числе была показана работа Алексея Беляева-Гинтовта, который как раз прославился тем, что он правый художник. Для меня изгнание именно этой работы с выставки было очень неожиданным.
— Как вы считаете, стоило ли давать площадку для высказывания радикально правому художнику?
— Знаете, тут два пласта обсуждения. С одной стороны, стоило ли закрывать из-за этой работы выставку, потому что уж если и надо было закрывать, то, возможно, стоило убрать все рефлексивные работы художников и оставить только эту, судя по нынешней культурной политике. Мне кажется, Маша Крамар очень правильно отобрала своих авторов. Вот эта шумиха вокруг этой работы придала этой выставке большую силу. Для меня вчерашнее было шоковым, и на самом деле мы можем говорить о непрофессионализме человека, который пришел цензурировать.