Новые партии теряют кошельки
Начался процесс ликвидации тюменского отделения «Российского общенародного союза»
Тюменский областной суд вчера приступил к рассмотрению дела о ликвидации регионального отделения партии «Российский общенародный союз» Сергея Бабурина. Иск подал Минюст, указав на то, что у ячейки отсутствует финансовая отчетность за 2014 год. Как пояснил глава реготделения Валерий Тебеньков, это связано с отсутствием финансирования со стороны федерального руководства. По мнению экспертов, аналогичная судьба может сложиться у многих партий-спойлеров, созданных после 2011 года.
Как следует из материалов суда, инициатором ликвидации тюменского отделения «Российского общенародного союза» выступило региональное управление Министерства юстиции РФ, в качестве третьего лица привлечена областная избирательная комиссия. Как рассказал председатель тюменского облизбиркома Игорь Халин, причиной для ликвидации организации послужило непредставление партией финансовой отчетности. «На протяжении 2014 года мы не получили отчетность ни за один квартал, в связи с чем мы обратились в управление Минюста. Согласно процедуре, они сначала выносят предупреждение, потом приостанавливают деятельность регионального отделения и затем ставят вопрос о его ликвидации в связи с несоблюдением законов РФ», — пояснил он. По его словам, все процедуры были пройдены. Рассмотрение иска по существу назначено на 16 апреля.
Председатель регионального отделения «Российского общенародного союза» Валерий Тебеньков сообщил „Ъ”, что тюменские партийцы готовы к ликвидации. По его словам, организация давно прекратила контакты с федеральным руководством партии и не намеревалась продолжать свою деятельность в Тюменской области. Причиной этому стало полное отсутствие финансирования. «Изначально, когда мы в Москве встречались с лидером союза Сергеем Бабуриным, договаривались о финансировании отделения. Нам нужно платить за аренду, нести другие организационные расходы, а денег нет. Потом нам посоветовали искать спонсоров. Но какие могут быть спонсоры, когда более 80% жителей региона на выборах губернатора проголосовали за Владимира Якушева?» — возмутился господин Тебеньков. Он отметил, что в последний раз Сергей Бабурин приезжал в регион в 2012 году, а после этого контроль над отделением был возложен на его заместителя Сергея Стебанова. Тот в свою очередь сообщил местным партийцам, что даже члены основной парторганизации уже «третий месяц не получают зарплату», поэтому разговоры о деньгах придется оставить. «После этого мы решили разорвать с ними всякие отношения и перестали посылать отчетность в органы власти», — сообщил Валерий Тебеньков. Он добавил, что по численности тюменская парторганизация была второй в стране и насчитывала около 2,2 тыс. человек.
В исполкоме партии вчера не смогли прокомментировать ситуацию с закрытием реготделения, сославшись на недостаток информации. Сергей Бабурин оказался недоступен для комментария — его телефон был выключен.
«Российский общенародный союз» был создан в 2011 году, после вступления в силу поправок в федеральный закон «О политических партиях», инициированных президентом Дмитрием Медведевым: они позволяли снизить минимальную численность партий с 40 тысяч до 500 человек. На тот момент в России существовали семь официальных политпартий, а уже в первые полгода было создано более 40 партий. Согласно справочнику ЦИК, «Российский общенародный союз» представлен в 56 регионах РФ и допущен к участию в выборах различного уровня. Из шести субъектов Уральского федерального округа организация не представлена только в ХМАО и ЯНАО. Впрочем, на местной политической арене союз практически не заметен — он не принимает участия в выборах и не ведет активного привлечения сторонников. В последний раз партийцы напоминали о себе в сентябре 2014 года, приняв участие в екатеринбургском «Антимарше мира». По данным организации, мероприятие посетили 150 человек.
«Вопрос с отсутствием финансирования у партии вполне понятен, — считает глава фонда „Петербургская политика” Михаил Виноградов. — Обычно создается бренд, а затем решаются вопросы по финансированию партии и ее отделений. Мне кажется, что для данной партии просто не нашлась своя ниша ни на федеральном уровне, ни на уровне регионов, ее бренд не нашел себя. И ликвидация партии в регионе — вполне закономерный процесс». По его мнению, массовые сокращения подобных партий возможны только после сигнала федеральных властей о санации системы, для упрощения политической картины избирателей. «В таком случае, возможности для сокращения партий довольно велики — до двух третей от их общего числа», — добавил он. Всего на сегодняшний день в России зарегистрировано более 70 партий, из которых менее десяти не допущены до участия в выборах.