Рубль совсем отвязался
Минфин и ЦБ объявили конец курсовой волатильности
Реальный эффективный курс рубля продолжает укрепляться третий месяц подряд — за март он вырос почти на 11%. В Минфине убеждены, что рубль окончательно ушел в свободное плавание и резких колебаний его курса в обозримом будущем не будет даже при падении цены нефти на $10. ЦБ же продолжает настаивать, что в реальности рубль должен стоить на 10% дороже. Формально с логикой чиновников соглашаются и независимые аналитики, но столь однозначно перспективы рубля комментировать не берутся: риски обесценения национальной валюты все еще велики.
Вчера о судьбе национальной валюты, продолжающей третий месяц уверенно возвращать утерянные позиции, на разных мероприятиях рассуждали высокопоставленные представители Минфина и Банка России. С очередными словесными интервенциями в поддержку рубля и своей текущей политики глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступила на съезде Ассоциации российских банков, а заместитель главы Минфина Алексей Моисеев — на заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам. В дополнение ЦБ опубликовал оценки, согласно которым реальный эффективный курс рубля (с учетом инфляции в РФ и странах--основных торговых партнерах) в первом квартале 2015 года укрепился к иностранным валютам на 8,7% (на 10,6% — в марте). В годовом выражении за первый квартал реальный эффективный курс сократил темпы девальвации рубля до 23,6% с 27,2% в январе--феврале 2015 года.
По оценкам Михаила Хромова из ИЭП имени Егора Гайдара, в январе 2015 года реальный эффективный курс достиг дна с лета 2004 года и на сегодняшний день дошел до показателей начала 2006 года. При этом он все еще остается слабее, чем в феврале 2009 года, на который пришелся локальный пик прошлой девальвации. "В апреле при сохранении текущих показателей инфляции реальный эффективный курс продолжит укрепляться",— резюмировал экономист. В свою очередь, Эльвира Набиуллина вчера повторила тезис, который независимые эксперты комментировать не берутся: рубль на сегодняшний день недооценен на 10%. При этом глава ЦБ отметила, что продолжающееся укрепление национальной валюты вовсе не связано с искусственным зажимом рублевой ликвидности со стороны ЦБ. "На наш взгляд, укрепление курса произошло в силу действия ряда факторов: стабилизация нефти и завершение пика выплат по внешним долгам, более равномерная продажа выручки экспортерами, безусловно, повышение ключевой ставки и развитие инструментов валютного рефинансирования",— пояснила она.
Алексей Моисеев был еще оптимистичнее, объяснив депутатам, что причины резкой волатильности курса в ноябре--декабре 2014 года кроются и в отказе ЦБ от его регулирования. Он объявил, что переход к новой модели курсообразования закончен и резких скачков больше не повторится даже в условиях падения цен на нефть на $10 за баррель (уточнив, впрочем, что делает этот прогноз "скорее как эксперт, а не как чиновник").
Михаил Хромов уточняет, что переход действительно состоялся (с февраля 2015 года ЦБ прекратил проводить прямые интервенции на валютном рынке), но лишь формально. "ЦБ прекратил интервенции, но активно предоставляет ликвидность на рынок через валютные репо и кредиты, что позволяет регулировать спрос, сглаживать шоки и снижать давление на курс рубля",— говорит он. Экономист соглашается, что даже в случае резкого одномоментного снижения цены нефти эти же инструменты позволят рублю слабеть плавно. "Таких эксцессов, когда за день рынок мог двигаться на 10%, не будет",— считает он. Для проведения соответствующих операций ЦБ располагает около $170 млрд собственных свободных резервов (без учета денег резервных фондов, золота и СДР).
Однако о том, что рубль продолжит так же уверенно крепнуть и в обозримом будущем, речи пока не идет. "На текущий момент рубль вплотную приблизился к сильным уровням сопротивления, и дальнейший рост его курса возможен лишь с увеличением нефтяных котировок при более или менее стабильной геополитической ситуации",— цитирует "Интерфакс" шеф-дилера Оргбанка по валютным операциям Александра Королева. Схожего мнения придерживаются и другие опрошенные агентством представители рынка. Они не исключают, что сегодняшний курс доллара и евро может оказаться самым выгодным в 2015 году.