Железнодорожный аргумент
Градсовет рассмотрел концепцию нового узла на Перми II
Вчера градостроительный совет при Пермской гордуме рассмотрел проект создания транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь II. Члены совета раскритиковали его за отсутствие расчетов транспортных потоков, а также за чрезмерное количество коммерческих объектов. Проект был отправлен на доработку. Однако и без этого начало стройки остается под вопросом: коммерческие объекты предполагается строить в полосе отвода железной дороги, что запрещено законодательством.
Вчера на градсовете при Пермской городской думе был рассмотрен вопрос строительства нового транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе железнодорожного вокзала Пермь II. Проект разработан дочерней компанией ОАО РЖД — «РВ-проект», представил его гендиректор ОАО «РВ-Пермь» (совместное предприятие Пермского края и РЖД) Алексей Шабалин.
РЖД предлагает провести реконструкцию вокзала путем строительства многофункционального комплекса (с выносом до трамвайного кольца) площадью 84 тыс. кв. м, включающего четыре наземных и три подземных этажа. Площадь нового железнодорожного вокзала составит 13,6 тыс. кв. м, из которых 766 кв. м — коммерческие. Кроме этого предлагается провести реконструкцию тоннеля и соединить Горнозаводское и Главное направления Транссибирской магистрали. В южной части предлагается построить новое здание автовокзала площадью 5 тыс. кв. м.
В полосе отвода железной дороги предполагается строительство четырехэтажного офисного центра площадью 31,5 тыс. кв. м, восьмиэтажной гостиницы (площадью 24,8 тыс. кв. м) и перехватывающей парковки. На землях бывшего Товарного двора планируется строительство гипермаркета площадью 48 тыс. кв. м — так называемая инвестиционная составляющая. По неофициальным данным, которые озвучил на градсовете руководитель Центра дорожной информации Михаил Якимов, здесь может расположиться «Ашан». Объем инвестиций в проект оценивается в 10 млрд руб., срок окупаемости семь лет.
Здание вокзала Пермь II общей площадью 3512 кв. м было принято в эксплуатацию 5 ноября 1962 года, находится в собственности РЖД. Его реконструкцией власти края озаботились в 2006 году. Чиновников не устраивает внешний облик и дефицит площадей. Расчетная вместимость здания вокзала — 5767 чел./сут, среднесуточный же пассажиропоток составляет 8045 чел. Это не первый проект железнодорожного вокзала. Над проектом нового ТПУ в 2011 году уже работали специалисты Deutsche Bahn International GmbH. Тогда разработку проекта спонсировал краевой бюджет, потратив 24,5 млн руб. В декабре 2012 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписали соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013–2016 годы. Прикамье и РЖД договорились о выделении 150 млн руб. на разработку проектной документации. Для реализации проекта реконструкции железнодорожного вокзала создано ОАО «РВ-Пермь» (край оплатил свой взнос в 150 млн руб. еще в 2013 году, РЖД — до сих пор нет).
Присутствовавшие вчера на градсовете специалисты выступили с критикой представленного проекта. Глава департамента дорог и транспорта Илья Денисов заметил, что транспортный раздел концепции подлежит детальному рассмотрению. Среди недоработок он отметил, что не поведен анализ транспортных потоков и необходимых пересадок, не пересмотрена геометрия площади Гайдара, отсутствуют пешеходные дорожки. Также он усомнился в целесообразности размещения «гигантской» парковки.
«С моей точки зрения, это не совсем транспортно-пересадочный узел. Концепт состоит не в том, чтобы уменьшить расстояние между местами выхода с транспорта, а фактически в заполнении привокзальной площади несвойственной транспортно-пересадочному узлу функцией торговли», — заявил член градсовета Денис Галицкий. По его словам, несмотря на то, что проект Deutsche Bahn также предполагал не меньшие торговые площади, центром комплекса был ТПУ, а несвойственные функции были периферийными. По мнению эксперта, в таком виде вокзал превращается в переходы к разным видам транспорта. «Мы получим, что приезжающий в Пермь попадает на огромный технологический этаж», — полагает Денис Галицкий.
Архитектор Антон Барклянский указал на отсутствие пешеходных зон и взаимосвязи с университетским городком.
Главный архитектор «Сатурн-Р» Игорь Луговой обратил внимание на расположение автовокзала, гостиницы и офисного здания в полосе отвода железной дороги. Он заметил, что размещение их здесь невозможно. По словам Игоря Лугового, необходимо проработать и другие варианты размещения объектов. Стоит отметить, что и земля бывшего Товарного двора, и полоса отвода железной дороги уже были предметом разбирательства между РЖД и Теруправлением Росимущества. По мнению ведомства, на этих участках возможно размещение лишь элементов транспортной инфраструктуры для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта.
Депутат заксобрания края Олег Жданов также выразил сомнения насчет представленного проекта. «Проект абсолютно противоречив. Посадив большущий торговый центр, посадив офисный центр, мы не упрощаем проблему. Значительная часть парковочного пространства размещается по другую сторону тоннеля. Нерешенная проблема того же кольца, площади Гайдара усугубляется», — полагает господин Жданов.
Несмотря на критику со стороны участников дискуссии, глава краевого минтранса Алмаз Закиев отметил, что ТПУ — это современное решение всех проблем. «ТПУ — очень важный проект для Перми, и чем быстрее мы его реализуем, тем лучше будет для жителей и гостей города. Минимизируются бюджетные затраты, ведь основная идея — реализовать проект за счет инвесторов. Насколько мы знаем, экономическая ситуация крайне непростая, и перспективы ее изменения тоже непростые. Все остальные проблемы, которые были высказаны уважаемыми людьми, на мой взгляд, достаточно непринципиальны, поэтому предлагаю членам градсовета поддержать проект».
Поддержал проект и сити-менеджер Перми Дмитрий Самойлов, отметив, что проектировщики делали проект, взаимодействуя с функциональными отделами мэрии. Он выразил уверенность, что высказанные замечания будут учтены. Также он заметил, что исключительно бюджетных средств недостаточно, поэтому наличие инвестора и интереса со стороны РЖД — это серьезная финансовая помощь для решения городских проблем.
Господин Самойлов рассказал, что озвученная на градсовете проблема расширения ул. Строителей уже обсуждалась на краевом уровне, и предполагается, что региональный бюджет также будет серьезно участвовать в этом проекте.
В итоге градсовет рекомендовал разработчику доработать проект с учетом высказанных замечаний.