Fiat рубит окно в Россию из Белграда
Для машин сербской сборки могут обнулить пошлины
После нескольких неудачных попыток создать в России производство Fiat все же зайдет на отечественный рынок через Сербию, где собирается эта марка. Как стало известно "Ъ", вопрос о введении странами взаимных квот поставок машин с нулевыми пошлинами будет согласовываться 15 апреля на уровне Таможенного союза. Белград, в свою очередь, позволит российским производителям беспошлинно ввозить свои автомобили в Сербию, этой возможностью готова воспользоваться группа ГАЗ. В то же время, отраслевые эксперты считают, что эти послабления не смогут существенно помочь ни той, ни другой компании.
Москва готова "удовлетворить запрос" Белграда о беспошлинном ввозе в РФ производимых в Сербии автомобилей Fiat в рамках "тарифной квоты", сообщили "Ъ" в Минэкономики, вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) для его согласования в рамках Таможенного союза. В ЕЭК подтвердили, что вопрос стоит на повестке на 15 апреля. Квоты будут взаимными, перечень российской продукции прорабатывается Минпромторгом, отмечают в Минэкономики. Вчера в Минпромторге не пояснили, какие производители претендуют на беспошлинный экспорт в Сербию и размер квот. На переговорах стран в 2013 году речь шла о 10 тыс. машин. В представительстве Fiat Chrysler и Минпромторге Сербии на запросы "Ъ" не ответили.
Пока интерес к экспорту в Сербию подтвердила только группа ГАЗ, которая уже подала в Минпромторг и Минэкономики заявки о включении в тарифную квоту. В этом году группа подписала соглашение с Verano Motors о реализации автомобилей в Сербии, Черногории, Боснии и Македонии. Выводить на балканский авторынок планируется всю линейку Next, "ГАЗель бизнес" и "Соболь бизнес", продажи начнутся во втором квартале. В марте группа объясняла выбор точки старта экспортной экспансии тем, что в Европе пошлина составляет 22%, в балканских странах — 15%. Источники "Ъ" в отрасли полагают, что ставка на Сербию была сделана именно в расчете на беспошлинный ввоз.
За январь--февраль, по данным АЕБ, продажи LCV ГАЗа в России сократились на 38%, до 4,8 тыс. машин. По данным OICA, в 2014 году автопродажи в Сербии выросли на 3,7%, до 27,8 тыс. машин. Сегмент коммерческого транспорта занимает в стране 14% (3,9 тыс. машин). В Сербии единственным автопроизводителем является Fiat Automobili Srbija, СП Fiat (67%) и государства. На заводе мощностью до 200 тыс. машин в год собирают легковые Fiat 500L (в России не продаются) с локализацией 67%.
Другие российские производители пока не торопятся в Сербию. На КамАЗе "Ъ" сообщили, что экспорт в Европу пока не ведут, но в случае подписания беспошлинного соглашения концерн рассмотрит возможность поставок. В компании добавили, что экостандарты в Сербии выше, чем в РФ, а КамАЗ, несмотря на наличие компетенций, пока не готов выходить на большие объемы производства "Евро-5". На АвтоВАЗе ситуацию не комментируют; впрочем, Юго-Восточная Европа не включалась компанией в список приоритетных регионов для экспорта. В "Соллерсе" говорят, что не собираются экспортировать машины в Сербию.
Вопрос беспошлинного ввоза легковых машин из Сербии в РФ обсуждался давно, а в октябре 2014 года на переговорах с премьером страны Александром Вучичем Владимир Путин сказал, что "с учетом союзнических отношений" можно договориться "об определенной квоте". Сейчас пошлина на ввоз новых Fiat составляет 30%. Между Россией и Сербией с 2000 года действует соглашение о свободной торговле, но автомобили в него не вошли.
Fiat не в первый раз пытается расширить присутствие в России, но до сих пор речь шла об организации производства в стране. Летом 2011 года автоконцерн заключил с Минэкономики соглашение о промсборке, взяв на себя обязательства по запуску производства 120 тыс. автомобилей в год и строительству завода двигателей. В качестве возможных площадок рассматривались ЗИЛ, черкесский Derways, ТагАЗ, а также greenfield в Петербурге (ни один из проектов не реализован). Но проект так и не реализован, а продажи Fiat в стране остаются крайне низкими: доля концерна на российском рынке в 2014 году составила 0,3%, продажи выросли на символический 1% до 8 тыс. машин. В январе--феврале они упали на 35%, до 641 машины. Вчера в нескольких дилерских центрах менеджеры говорили, что моделей Fiat 500 в наличии нет, хотя машину можно заказать из Европы, и поясняли, что поставки стали "очень лимитированными". Впрочем, эксперты сомневаются в успехе и новой попытки. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" полагает, что "с учетом рынков двух стран" завозить более 10 тыс. машин не имеет смысла, а у Fiat в России высока конкуренция в бюджетном сегменте.