"Нынешние борцы с фашизмом ничем не рискуют"

Вслед за обнаружением в "Детском мире" солдатиков в форме СС последовал еще один схожий инцидент. Московская прокуратура завела административное дело против охранной фирмы, в эмблеме которой усмотрели сходство с символикой дивизии "Дас райх". Компания эмблему удалила и заплатила штраф. Обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт считает, что поиски мифических фашистов могут далеко завести Россию.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Один пятидесятилетний знакомый, узнав об истории с солдатиками в "Детском мире", прокомментировал ее так: "При СССР нам как раз и не хватало солдатиков-немцев. Потому что нашим советским солдатикам вечно не с кем было воевать". Я и сам помню, как часть своих солдатиков приходилось "назначать" немецкими. Видимо, наш детский опыт теперь пригодится новому поколению российских детей. Кстати, вопрос по существу: можно ли продавать солдатиков в форме вермахта? Дело, разумеется, не в игрушках. Они — лишь повод продемонстрировать намерения. Борьба с фашизмом — это новая форма мобилизации общества. К настоящиму фашизму и нацизму она не имеет никакого отношения.

"Фашистом" теперь именуют любого критика власти, особенно (хотя не только) тех, кто не согласен с украинской политикой Кремля. Один публицист на полном серьезе рассуждает в "Известиях", не лишить ли одну пятую граждан России, тех, кто настроен оппозиционно, политических прав. Чтобы они не портили народного единства. Абсолютно однозначного ответа автор как бы не дает. Ну, так и нюрнбергские законы в Германии середины тридцатых тоже, наверное, не одним махом написали. Советовались, обдумывали, спорили.

С моей точки зрения, на пропаганду фашизма похожи не солдатики в "Детском мире", и не стилизованные руны на эмблеме охранной фирмы, а такая публицистика. Это смешно и опасно одновременно. Смешно — потому что нынешние борцы с фашизмом, все эти ухоженные люди в телевизионных студиях, кричащие во всю глотку "Макаревич — фашист!", ничем не напоминают ни защитников Брестской крепости, ни брянских партизан, ни повстанцев Варшавы, ни мюнхенских студентов-антифашистов из группы "Белая роза". Они ничем не рискуют, у них все хорошо. Опасно же это, потому что обществу предлагают объединиться не ради общей и благой цели, а ради травли другой, меньшей его части, не ради защиты от интервентов, а ради еще большей самоизоляции, во имя единства в страхе и ненависти. У этой борьбы с мифическим врагом есть, правда, одна издержка — ее невозможно вести долго. В конечном счете, нужно либо развеять миф, либо бороться всерьез. У России пока еще есть шанс выбрать первый вариант. Ключевое слово здесь — "пока".

Вся лента