"Стоит надеяться, что определенная часть греческих товаров все-таки будет поступать в Россию"
Россия может отменить продовольственное эмбарго для ряда европейских стран. Об этом заявил глава Минсельхоза Николай Федоров. Среди претендентов Греция, Венгрия и Кипр. Директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.
Ожидается, что эта тема будет обсуждаться на встрече президента России Владимира Путина и премьер-министра Греции Алексиса Ципраса.
— Как вы думаете, стоит ли ожидать отмены эмбарго?
— Я полагаю, что да. Но, конечно, не по всему спектру и номенклатуре товаров, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, но этот вопрос будет обсуждаться. Я думаю, что сейчас стоит надеяться на то, что определенная часть товаров все-таки будет поступать на территорию нашей страны, прежде всего, это, конечно, фрукты, овощи и твердые сыры. Собственно, об этом мы знаем, и, скорее всего, такой договор будет подписан.
Более того, я должен отметить, что греческая сторона с оптимизмом смотрит на эту встречу, полагая, что Российская Федерация сейчас предпримет определенные шаги для снятия определенной части эмбарго, введенной в сентябре прошлого года. Кроме того, будет обсуждаться еще целый ряд проблем, в частности экономической помощи, скидок на газ, и, естественно, преференции в отношении в нашей страны. Греция должна пойти навстречу в рамках этой дорожной карты, которая сейчас активно обсуждается в Европе.
— А Российская Федерация что со своей стороны будет требовать? Они хотят, чтобы разрешили ввоз продукции в России, а Москва чего хочет от них?
— Во-первых, мы хотим поучаствовать в приватизации греческих активов — для нас это принципиально важно. Нас интересует газотранспортная система Греции, нас интересуют два порта греческих, и об этом, собственно, мы и ведем переговоры уже на протяжении нескольких последних лет. Конечно, для нас это очень важно.
— А что касается политической составляющей, мы сейчас в основном про экономику говорим?
— Да, кроме того, есть и политическая составляющая. Дело в том, что Греция является страной-членом Европейского союза, и нам нужны сторонники на европейской площадке, и Греция, Кипр, Венгрия, Австрия, Италия и Испания — вот та семерка государств, которые сейчас активно выступают за отмену санкций в отношении нашей страны. Здесь Алексис Ципрас, что называется, идет в авангарде этих процессов.
Мы не говорим, что это деструктивный процесс, направленный на развал Европейского союза, наверное, так говорить было бы преждевременно. Но в Европе растет понимание того, что санкции в отношении нашей страны, страны, которая является членом Совета безопасности ООН, страны, экономика которой занимает пятое место в мире, просто бесперспективны, и в этом отношении новое греческое руководство понимает всю сложность. Греция в прошлом году потеряла порядка €7,5 млрд только из-за санкций в отношении нашей страны. Конечно, это не может оставить греков равнодушными, учитывая, что государственный долг Греции уже превышает €322 млрд.
— В этом смысле греки готовы пожертвовать своим сотрудничеством с европейскими партнерами ради такого общения с Россией, налаживания отношений с Россией?
— Я полагаю, что да, это понимание пришло уже. Дело в том, что несколько министров перед визитом премьер-министра в нашу страну заявили, что это эпохальная встреча, это тот водораздел, после которого греческая экономика и греческая политика пересмотрят свое отношение и участие в европейских программах. Греки давно уже заявляют о том, что они хотят покинуть зону евро и перейти на драхму, неслучайно же в центре Афин вывешены изображения драхмы, и греки ходят и молятся на свою валюту, полагая, что скоро все вернется на круги своя.
— Может, у них просто выбора нет в этой ситуации, когда у страны огромные долги, и им уже 9 числа надо выплачивать 450 млн МВФ?
— Да, но я думаю, что Россия пойдет навстречу Греции и окажет эту помощь, на что греки искренне надеются. Для Европы, конечно, не все равно, кто эти деньги сейчас грекам даст для расчетов по долгам с МВФ, там тоже несколько озадачены визитом Ципраса в Москву и полагают, что, скорее всего, он приедет на празднование Дня победы 9 мая к нам. И это тоже нервирует европейских политиков, особенно еврочиновников. Более того, я должен отметить, что позиция Греции не идет вразрез с действиями Евросоюза. Напомню, что греки постоянно поддерживают и поддерживали в прошлом году позицию Евросоюза по отношению к нашей стране, не применяли право вето даже тогда, когда вводили санкции в отношении нашей страны. Но сейчас ситуация меняется, и я полагаю, что это пришедшее понимание того, что Россия — это не та страна, в отношении которой можно проводить подобного рода манипуляции, давление, санкции. Понимание это приходит, и греки понимают, что так дальше вести диалог с такой страной, как Россия, невозможно.