"Упущено самое важное"
Нужны ли государству граждане? Ольга Филина беседует с доцентом Института образования НИУ ВШЭ Петром Сафроновым
О разнице между образованием и воспитанием "Огонек" поговорил с Петром Сафроновым, доцентом Института образования НИУ ВШЭ, автором нескольких книг об истории и философии образования
— Можно ли сказать, что образование и воспитание подрастающего поколения — это всегда своего рода госзаказ?
— Государства Европы исторически старались использовать систему образования как способ формирования граждан. Собственно говоря, связка образование — формирование гражданина является определяющей для западной культуры. Проблема заключается в том, что Российская Империя не нуждалась в воспитании граждан — нужны были подданные или в лучшем случае чиновники. В советское время о воспитании гражданственности говорили, но, по сути, стремились к тому же. Нынешняя попытка обращения к "стратегии" воспитания — это признание исторического поражения постсоветского режима в деле формирования граждан. Именно поэтому "стратегия" апеллирует прежде всего к семье, к традиционным ценностям, но даже не пытается обсуждать вопрос о том, что значит воспитывать гражданина России сегодня.
— А другим странам понятно, как воспитать гражданина?
— Соглашусь, что сходные проблемы испытывают сегодня и другие страны (приток миграции, резкое усиление этнического разнообразия бросают вызов и американской, и европейской гражданской идентичности), однако нигде в мире обсуждение этих проблем не ведется в бюрократическом духе, в русле попыток спустить сверху очередной циркуляр. Впрочем, пока у нас не видно и возможности организовать широкое общественное обсуждение: все дружно возмущаются несуразностью стратегии воспитания детей, упуская из виду действительно важные вопросы: как мы мыслим нашу идентичность? Я убежден, что эти вопросы актуальны, и проблема здесь не в госзаказе (его нет: нашему государству не очень нужны граждане), а в том, что система образования боится взять в свои руки формирование гражданских ценностей. Не хватает смелости и воображения.
— Существует ли сегодня неравенство в образовании: когда элитам дается более качественное знание, прививается открытость другим культурам и передовым ценностям, а массам, наоборот, что попроще?
— Применительно к образованию универсальные противопоставления типа элиты — массы надо применять очень осторожно, если вообще применять. И потом, практика показывает, что желание учиться не распределяется в зависимости от социального статуса. Здесь существует другая серьезная проблема: когда общественное устройство не поощряет тех, кто хочет учиться. Образование в нашей стране утрачивает функции социального лифта: я хорошо учился — и что дальше? Куда мне идти? Как получить признание своих способностей? Тем не менее пока наше образование устроено еще довольно демократично и, надеюсь, останется таковым, если мы не начнем строить замкнутые цепочки: детский сад при школе — школа при университете — университет. Опасность такой "вертикальной интеграции" есть, и она вызвана тем, что в условиях борьбы за абитуриентов некоторые вузы хотят обеспечить себе дополнительные преимущества на рынке.
— Вы заметили, что образование и воспитание — связанные процессы, но всегда ли им придавалось одинаковое значение? Может быть, в какие-то периоды нас хотели больше воспитывать, чем образовывать, и наоборот?
— В немецком языке образование и воспитание это даже одно слово — Bildung (структура, строение). Нельзя выстроить систему знания, не выстроив личность, и наоборот — таков был центральный мотив всей педагогики, начиная со Средних веков и далее. Я бы сказал, что как раз сегодня, в новейшее время, эта связка впервые поставлена под сомнение, а во многих странах уже распадается. Это и не плохо, и не хорошо. Но возникает другой вопрос: как и кто теперь формирует личность ребенка? Кто берет на себя ответственность? От этой ответственности норовят убежать и родители, и школа.
— Зато никуда не убегает государство...
— Вопреки попыткам сделать образование территорией "тотального контроля", жизнь раз от раза доказывает, что образование — это прежде всего дело самого человека, самой личности. Никто не может решать за человека, когда и сколько образования и воспитания ему нужно. Особенно за совершеннолетнего человека. В какой-то степени сходные представления развиваются в действующем законе об образовании. Нам просто надо делать то, что мы традиционно плохо умеем,— научиться уважать закон.