"Контракт подписан"
По словам ЮРИЯ КАРПОВА, генерального директора "Уралмаш НГО Холдинга", недавний факт подписания контракта "Уралмаш НГО Холдинга" с "Роснефтью" на поставку 13 буровых установок свидетельствует о начале нового этапа в возрождении и развитии отечественной отрасли нефтегазового оборудования.
Не секрет, что в 1990-е в России практически прекратился выпуск современного бурового оборудования. И, к сожалению, мы вынуждены были открыть свой рынок для иностранных производителей, которые стремительно заняли ключевые ниши и сегменты. Возвращение на рынок российской техники (традиционно надежной, качественной и современной) связывают с созданием "Уралмаш НГО Холдинга", объединившего ведущие конструкторские школы, создавшего, по сути, новые производственные площадки и положившего начало разработке и созданию новейшего национального бурового оборудования, ни в чем не уступающего зарубежным аналогам.
— Какие именно буровые в рамках "Уралмаш НГО Холдинга" поставят "Роснефти"?
— Контракт подписан с ООО ОБК (входит в ОАО "НК "Роснефть"") на поставку 13 эшелонных буровых установок типа БУ 5000/320 ЭК-БМЧ для кустового бурения скважин условной глубиной 5 тыс. м. По условиям контракта установки будут поставлены заказчику до конца августа этого года.
— Так быстро? Звучит нереально!
— Нет, все реально. Выдерживать такие сроки нам позволяет программа опережающего запуска в производство буровых, действующая в "Уралмаш НГО Холдинге". В соответствии с этой программой буровые установки в базовой комплектации регулярно запускаются в производство небольшими сериями, в результате чего заказчик имеет возможность получить фактически готовую продукцию почти сразу после подписания контракта. Программа является результатом работы по повышению конкурентоспособности продукции "Уралмаш НГО Холдинга" при поддержке Газпромбанка — нашего стратегического партнера. Возможность реализации программы опережающего запуска буровых установок позволяет значительно сократить сроки поставки продукции и оптимизировать ее стоимость. Буровики это ценят.
— И это современные качественные буровые?
— Это буровые современные, полностью удовлетворяющие всем требованиям заказчиков. Буровая установка БУ 5000/320 ЭК-БМЧ предназначена для кустового бурения нефтяных и газовых скважин глубиной до 5 тыс. м. Она оснащена, в частности, электрическим, частотно-регулируемым приводом переменного тока с цифровой системой управления. Компоновка буровой обеспечивает перемещение всего комплекса по направляющим балкам от скважины к скважине вместе с комплектом бурильных труб, установленным на подсвечниках и подвешенным противовыбросовым оборудованием. В общем, именно то, что надо...
— Иногда встречается в прессе мнение, что для дальнейшего развития нефтегазодобычи, проведения необходимых разведок нам без импорта бурового оборудования никак не обойтись.
— Это ошибочное мнение. Либо заблуждение, либо сознательная дезинформация. Сегодня нефтегазовое бурение в стране, как, возможно, мало какая другая отрасль, практически полностью обеспечено национальным оборудованием. Причем для нашего холдинга, который является лидером в стране, решение вопросов импортозамещения началось задолго до объявления этого процесса национальной программой.
С самого момент создания "Уралмаш НГО Холдинга" мы поставили себе задачу вернуть национальному буровому оборудованию прежние позиции на рынке, а в дальнейшем вести работу по его совершенствованию и росту всех показателей. Созданная в июне 2010 года компания "Уралмаш Нефтегазовое оборудование Холдинг" (ООО "Уралмаш НГО Холдинг") в настоящее время объединяет производственные предприятия в Екатеринбурге, Тюмени, Отрадном, имеет базы сервисного обслуживания в Бузулуке, Ноябрьске, Новом Уренгое, Грозном, на Ямале и Ванкоре. Также в компанию входят конструкторские подразделения в Екатеринбурге и Волгограде, объединенные в крупнейший в отрасли инжиниринговый центр. То есть процесс развития компании идет постоянно.
И вот через несколько лет у нашей работы появилось название — импортозамещение.
— Тогда понятно, почему все говорят об успехах вашего холдинга в импортозамещении... Причем таких успехах, которых за год не получить...
— Действительно, успехи есть, и немалые, но это результат работы нескольких лет. Сегодня холдинг говорит уже не о замене той или иной составляющей или детали, а о полной технологической независимости отрасли от импорта. И мы уверенно и планомерно к этому подходим.
— Наверное, у вас и соответствующая технологическая база создана?
— Конечно, иначе мы бы на себя не брали таких высоких обязательств по обеспечению отрасли современным оборудованием. "Уралмаш НГО Холдинг" на сегодня обладает самой мощной в отрасли производственной базой. Это касается всех производственных площадок холдинга — как крупнейшей в Екатеринбурге, так и приобретенных в дальнейшем производств. Везде осуществлены и осуществляются программы глубокой модернизации практически всех линий и цехов. У нас много уникальных производств и участков. Например, две площадки контрольной сборки в Екатеринбурге и одна — в Тюмени. Такого богатства в России больше нет. В итоге мы сможем одновременно собирать до девяти тяжелых буровых установок, это абсолютно эксклюзивные технологические возможности.
Технологическая база холдинга позволяет нам создавать оборудование самого высокого качества. В принципе нет ничего такого, что мы не могли бы делать. За два года, начиная с 2013-го, холдингом реализуется масштабная инвестиционная программа, общий объем финансирования которой составляет около 3 млрд руб. В рамках этой программы мы обеспечили реновацию многих участков на всех трех наших производственных площадках, закупили и закупаем очень много новейших металлообрабатывающих станков, создаем линии точной механообработки и т. д. Мы фактически осуществили коренную реконструкцию цехов, провели серьезные ремонты, создали хорошие условия для работников и т. д. Сейчас в цехах у нас чисто тепло, уютно, эргономично...
Сегодня у нас самый мощный в России конструкторский блок по производству бурового оборудования. Разработкой занимаются 330 специализированных конструкторов, в условия работы которых мы также инвестируем серьезные средства: закупаем программные продукты, проводим обучение работы по трехмерным чертежам и сквозным информационным технологиям. Выстраиваем непрерывную цепочку конструктор--технолог--производство. Все это в конечном итоге позволяет нам адекватно ощущать себя в ряду ведущих разработчиков и производителей бурового оборудования в мире.
— И такие возможности позволяют выпускать самую широкую линейку бурового оборудования?
— Фактически — да. В номенклатуре нашей продукции — мобильные, кустовые, стационарные буровые установки условной глубиной бурения от 2,5 тыс. до 15 тыс. м. При этом мы расширяем ассортимент — так, в достаточно скором времени мы будем презентовать новую мобильную установку грузоподъемностью 160 тонн на собственном шасси с возможностью кустового бурения. В своей деятельности мы используем немало инновационных решений. Примером чему может служить и программа опережающего запуска, о которой я уже говорил в начале беседы. Параллельно уже имеющимся контрактным обязательствам холдинг осуществляет производство ряда буровых установок, которые в любой момент могут быть выкуплены.
— Получается, что все, что выпускает сегодня "Уралмаш НГО Холдинг", можно отнести к категории импортозамещения?
— Получается, что так.
— А что-то наиболее яркое в этой линейке можно выделить?
— В первую очередь я бы выделил создание верхнего привода — ключевого блока любой современной буровой установки. Все верхние приводы грузоподъемностью 320 тонн и более, которые используются сегодня на буровых установках в России, импортные (в основном производства США, Германии, Канады). Российские заказчики, эксплуатируя их, зачастую сталкиваются и с трудностями сервисного обслуживания, и с трудностями обеспечения запасными частями. И, конечно, когда буровики узнали, что мы сделали верхний привод и теперь есть привод отечественного производства, они это восприняли как реально большое достижение, которое сильно упростит им жизнь... Повторю, буровики очень рады появлению этой технологической новинки и ждут с нетерпением запуска этого верхнего привода в серию.
— Верхний привод — замечательно! Можно еще несколько конкретных примеров?
— Еще одна ключевая позиция — большие двигатели. Так вот не так давно в международной буровой компании Eriell мы провели успешные испытания двигателя бурового насоса российского производителя. Такие двигатели у нас раньше тоже не делали, и мы вынуждены были использовать продукцию китайского производства, от компаний АВВ, General Electric, Siemens... А теперь есть и российские — производства лысьвенского завода "Электротяжмаш-Привод", которые ничем не уступают зарубежным аналогам. Это доказали и заводские, и промышленные испытания. Теперь будем приглашать их в тендеры, надеясь на объективную победу этого оборудования, которым мы будем комплектовать наши буровые. Это крупный, серьезный завод, они также основательно занимаются программами импортозамещения. И по нашему ТЗ они сделали отличный двигатель. Причем потребность в таких моторах очень велика: на каждую буровую установку требуется минимум пять двигателей — это приличный объем.
Еще одно направление — разработка системы очистки бурового раствора. В этой области мы успешно сотрудничаем с предприятиями "Росатома". Надеемся, что с опорой на наш опыт и компетенции предприятий "Росатома" у нас все получится.
Еще пример — преобразователи. Челябинская компания "Приводная техника" смогла сделать и сегодня договаривается с нами об испытаниях их электрических преобразователей, которые, по предварительным данным, вполне заменят нам весь импорт.
Теперь по элементным базам. Раньше мы пользовались продукцией АВВ, Siemens, а сейчас тоже вышли на российские заводы, которые выразили готовность производить для нас аналогичные комплектующие. И их продукция ничем не уступает — например, по комплектно-теристорным управлениям наши российские подрядчики с нашими требованиями отлично справляются. И хотя с отказами в поставках иностранных комплектующих холдинг на практике не встречался, я уверен, что нужно быть готовыми ко всему. Поэтому мы всем этим активно занимаемся.
— Получается, что вы выступаете еще и заказчиками в области импортозамещения?
— Именно так. Мы ведь являемся поставщиком комплекта буровой установки и несем ответственность за работы всех ее элементов. Мы выставляем очень жесткие требования по качеству. Многие подрядчики стонут, но потом благодарят. Например, сейчас мы повысили требования к лакокрасочным покрытиям. Обязательно очень строго смотрим на качество сварных швов. Купили все необходимое для контроля: оборудование, инструмент, обучили службу качества. У нас сейчас ни одна железка, ни один узел буровой не проходят мимо контроля качества. Заказ считается у нас сданным только после того, как служба качества поставила подпись на акте приемки. Даже внутри заводов. Если такой подписи нет — деталь считается браком и в общей выработке не учитывается. И такие подходы мы применяем во всем. В том числе при работе по большим двигателям российского производства — я об этом говорил, что является очень важным направлением.
Второе важнейшее направление — электрика, электроника, кабели... Так, например, до недавнего времени в наших буровых установках мы использовали немецкие или сербские кабели. А сейчас наши конструкторы перед рядом российских компаний (не буду называть) поставили задачу по нашим техническим требованиям создать российские аналоги. Тем самым мы и по этим позициям уходим от импортных поставок, которые, скажем прямо, прежде серьезно сковывали нас.
Я бы хотел особо выделить, что мы, как итоговый производитель, при закупке комплектующих, конечно, делаем акцент на российское, однако только в том случае, когда это российское и по цене, и по качеству будет полностью нас устраивать. Это исключительно рыночная история. Никаких снисхождений и политических интересов тут быть просто не может. При этом мы всегда готовы подсказать, какие именно параметры — технические, технологические и ценовые — на сегодняшний день являются рыночными, а какие до рынка недотягивают, над чем требуется еще поработать.
— То есть импортозамещение в вашем случае — это новая программа борьбы за качество?
— Можно и так сказать... Без качества — настоящего качества, на уровне мировых аналогов, а то и лучше — мы ничего не добьемся.