В погоне за Бэнкси
Константин Пинаев, автор пеших туров "Вокруг Лондона за 40 шагов", Лондон, Великобритания
Бэнкси - самый известный уличный художник в мире. Настолько известный, что иногда выставляет свои работы в престижных галереях. Накануне в галерее Marks & Stencils недалеко от нашего офиса как раз появилось его очередное творение. Ценника на нем не было, и это восприняли как знак. Бэнкси, чьи работы всегда расходятся за сумасшедшие деньги, раз в год устраивал аукцион неслыханной щедрости, продавая ограниченную серию своих принтов фунтов по четыреста. Это не то что дешево. Это почти даром. Но интрига всегда в том, что никто до последнего момента не знает, где и когда точно состоится продажа.
Все решили, что случится она именно в Marks & Stencils и именно в тот день. Был декабрь, а все продажи проходили именно в декабре, всегда по пятницам. Прогноз обещал теплую ночь, хотя при лондонских +3 ты реально промерзаешь насквозь за час. Ведь за покупкой нужно было вечером встать в очередь, чтобы простоять в ней на улице до утра.
На форумах еще днем поползли слухи, что там уже тысяча человек. Ровно в 5.30 пополудни, когда закончился рабочий день, мы с моей коллегой Сюзанной, прихватив из офиса по табуретке, рванули к галерее. Мы были 56-м и 57-м по счету, а через полчаса за нами стояло уже человек двести.
В очереди было весело. Казалось, мы без особых приключений совершим желанную покупку. В районе одиннадцати я решил купить воды в магазине за углом. Вернувшись через пять минут, вместо толпы я обнаружил лишь Сюзанну, растерянно смотревшую по сторонам.
Оказалось, что тем, кто был подписан на рассылку новостей этой галереи, пришло известие, что принты действительно будут продаваться сегодня, но не здесь, в Сохо, а на востоке Лондона, в пятнадцати минутах езды на машине. Сказать просто так, по-человечески, они не могли: это ж Бэнкси, все, что связано с ним, вечно окутано тайной!
И мы побежали. Но не как все, на Оксфорд-стрит, которая хоть и ближе, но там вечные пробки и машину поймать сложно. А на Шафтсбери-авеню: там почти не бывает пробок, зато миллион театров, а значит, куча кэбов. На месте кэбмена, увидев нас с Сюзанной, с табуретками, пледами и безумными глазами, я бы останавливаться не стал. Но водитель лондонского кэба - человек с развитой интуицией. Он понял, что происходит что-то интересное. Мы влетели в машину с криком: "Коммершиал-роуд, как можно скорее!" А он, уже трогаясь с места: "А что дают?" Мы говорим: "Бэнкси! Но мы не знаем точного адреса!"
Зато водитель черного кэба - человек, который знает все адреса в районе шести миль от центра города. Потому что нельзя стать кэбменом, не сдав на отлично экзамен на знание Лондона.
Никогда я так быстро здесь не ездил. Наш кэб объезжал все пробки, казалось, мы едем с мигалкой. Еще из окна машины я увидел очередь и бегущих в нее людей. Это напоминало кадры из фильма "Война миров".
Хоть мы и стартовали последними, приехали быстрее многих и были 86-м и 87-м. Но вперед постоянно хотел кто-то вклиниться. Мы просто отпугивали таких типов страшным русским акцентом, а где-то доходило до настоящей драки. И это неудивительно. На выходе из галереи за принт Бэнкси с ходу предлагали три тысячи фунтов, а если подождать недельку, в интернете его покупали уже тысяч за пять-шесть. Часам к трем ночи приехала мафия и выгрузила из тонированных лендроверов наркоманов, которые согласились простоять здесь до утра всего за двадцатку.
В районе шести охрана галереи раздала всем специальные номерки, с которыми утром можно было купить работу. По ним мы уже стали 137-м и 138-м. Галерея открывалась только в десять.
Бессонная ночь, холод, погони, драки, ссоры... К утру Сюзанна была уверена, что, стоит зайти в переулок, нас ударят по голове и отберут наши номерки или уже купленные работы. Договорились в итоге, что вызовем кэб прямо к галерее, выйдем - и сразу нырнем внутрь машины, будто рок-звезды из ночного клуба. И никто нас убить не успеет. Потому что водитель лондонского кэба - это еще и человек, которому все безгранично доверяют.