"Серьезные неприятности у рестораторов начнутся ближе к лету"

Сергей Колесников в эфире "Коммерсантъ FM"

За последние четыре месяца в Москве закрылось 107 ресторанов и семь баров, сообщает аналитическая служба сервиса 2ГИС. При этом отмечается, что зимой прошлого года в столице открылось 89 ресторанов и 45 баров. Аналогичная тенденция наблюдается в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Колесников и руководитель агентства "Рестконсалт" Сергей Миронов обсудили ситуацию с ведущим Анатолием Кузичевым в рамках программы "Pro и Contra".

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Сергей Миронов: "Вы ходите в определенные заведения. Есть огромное количество рестораторов. Из них порядка 10% — это профессионалы, которые никуда не пропадут, и порядка 90% — это случайные люди, открывшие подобный бизнес. Профессионалы не пострадают, и когда вы говорите о забитых заведениях, вы говорите о заведениях тех рестораторов, которые занимаются этим именно профессионально. Вы знаете как обычно открываются рестораны? У человека появились лишние деньги. Куда бы их вложить? А давай вот вложу в ресторан".

"Улучшится ситуация не тогда, когда люди почувствуют себя лучше или когда выправится экономика. Будет лучше тогда, когда закроются лишние рестораны. Сегодня у нас ресторанов очень много. Мы отбираем друг у друга деньги, то есть того чека, того количества гостей сегодня не хватает на все рестораны, которые есть в стране, поэтому все страдают. Как только закроется часть ресторанов, гость перетечет в то, что осталось, и, в принципе, рентабельность ресторанов нормализуется".

Сергей Колесников: "Во-первых, у ресторанного бизнеса, у этой сферы услуг все-таки достаточно высокая инертность, и неприятности начнутся чуть позже — ближе к лету будет еще больше закрытий. И одним переформатированием не обойдешься: тот, у кого остались деньги и кто привык к высокому качеству, будет ходить в заведения того уровня, к которому он привык. Их будет меньше, этих заведений, но там будет та публика, которая необходима. Вряд ли человек с большими деньгами и возможностями изменит свои повадки и пойдет, скажем, в забегаловку. У нас любят новогодние праздники, и, если начнется понимание того, что бюджетирование крупных компаний, а менеджеры этих компаний являются потребителями, происходит раньше, где-то в сентябре, и люди увидят перспективу, успокоятся, то тогда есть шанс, что все-таки к Новому году, к декабрю что-то восстановится".

Вся лента