"Орел" сдадут в срок, но в пожарном порядке
В Минобороны еще не знают, на какую сумму пострадала горевшая атомная лодка
Вчера межведомственная комиссия и правоохранительные органы приступили к расследованию причин пожара на атомной подлодке К-266 "Орел", случившегося 7 апреля на заводе "Звездочка" в Северодвинске. В Минобороны ждут детальной оценки ущерба. Предварительно он оценивается в 100 млн руб. Судостроители обещают завершить ремонт подлодки в срок и не просить у военных дополнительных денег. Значит, платить за пожар придется заводу и Объединенной судостроительной корпорации.
К работе на лодке приступили представители Следственного комитета и члены межведомственной комиссии, сообщили в пресс-службе "Звездочки", уточнив, что контролировать ход восстановительных работ будет вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарев. Представители предприятия уверяют, что ущерб от пожара "незначительный", просить у военных дополнительных денег на ремонт субмарины завод не намерен и контракт на ремонт АПЛ выполнит в срок: "в четвертом квартале 2016 года".
Пожар на К-266 (однотипная с "Курском" лодка проекта 949А) случился в сухом доке "Звездочки" 7 апреля около 14.00 по московскому времени из-за нарушения рабочими правил проведения сварочных работ. Боезапас был выгружен еще до постановки в док, реакторные установки заглушены, весь личный состав и сотрудники завода успели покинуть корабль. Жертв удалось избежать, но сама лодка пострадала: пожар в межбортовом пространстве девятого турбинного отсека быстро перекинулся на гидроизоляционное покрытие. В течение нескольких часов более 80 человек с 20 единицами техники пытались потушить пожар, но в итоге пришлось затапливать док. По словам близких к расследованию источников "Ъ", из строя была выведена система погружения и всплытия лодки, оплавилась оплетка кабель-трасс, частично выгорело резиновое покрытие прочного корпуса. Ущерб, по данным ТАСС, оценивается в 100 млн руб.
По словам источника "Ъ" в Минобороны, распространенная вчера судостроителями информация была подана "скорее для самоуспокоения". "Необходимо провести дефектацию, чтобы понять реальный ущерб, заново сверстать ремонтные графики, а после этого уже говорить о сроках и затратах,— отмечает он.— Нашей вины в инциденте нет, поэтому ни рубля они от нас на этот ремонт сверх определенных суммой контракта средств не получат". По сведениям "Ъ", "Орел" на время проведения ремонта застрахован не был, поэтому все расходы будет вынуждено взять на себя либо само предприятие, либо ОСК.
Жесткая реакция последовала и из правительства. Как рассказали источники "Ъ", вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил и. о. гендиректора "Звездочки" Эдуарду Баалю под личную ответственность восстановить подлодку в сроки, установленные контрактом,— "в противном случае он пообещал его уволить". Отметим, что к такой практике господин Рогозин уже прибегал: после пожара на лодке К-150 "Томск" в сентябре 2013 года кресла лишился гендиректор дальневосточного предприятия "Звезда" Владимир Аверин (см. "Ъ" от 29 сентября 2013 года). Впрочем, судьба господина Бааля может решиться куда быстрее: в связи с назначением бывшего главы "Звездочки" Владимира Никитина директором Крыловского научного центра в Петербурге он с 1 апреля является всего лишь и. о., а избрание постоянного руководителя предприятия намечено на 8 мая (голосованием совета директоров). В связи с инцидентом на К-266 источники "Ъ" считают, что шансы "Эдуарда Павловича закрепиться на руководящей должности значительно снизились".