9 апреля 2011 года умер один из самых знаменитых голливудских режиссеров Сидни Люмет. Автор «12 разгневанных мужчин», «Убийства в Восточном экспрессе» и еще 50 картин, обладатель почетного «Оскара» за вклад в режиссуру — в фотогалерее «Ъ».
Сидни Люмет родился 25 июня 1924 года в Филадельфии в семье польских иммигрантов. Мать и отец были актерами и уже в четыре года Люмет появился на радио WLTH в мыльной опере «Дедушка из Браунсвиля». Спустя год он попробовал свои силы на театральных подмостках — играл с родителями в Еврейском художественном театре на идише на Второй авеню и на Бродвее, в Нью-Йорке. Дебют Люмета в кино произошел в 11-летнем возрасте в короткометражной картине Генри Линна «Папиросн». В 15 лет вместе с отцом он снялся в полном метре «Треть нации». Повзрослев, Люмет поступил в Колумбийский университет, изучал драматическую литературу. С началом войны ушел на фронт, служил в Индии и Бирме ремонтником радаров, а вернувшись, начал работать театральным режиссером
Фото: Carl Van Vechten/Library of Congress
Дебютом Люмета в кино и его величайшей удачей стал фильм «12 разгневанных мужчин». Драма о 12 присяжных, решающих, виновен ли пуэрториканский подросток в смерти отца, и сегодня считается одним из величайших фильмов в истории кино. Картина получила главный приз Берлинского кинофестиваля и три номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года
Фото: AP / File
«Первый фильм служит сам себе оправданием, потому что это — первый фильм»
Фильм «12 разгневанных мужчин» (1957, кадр на фото) был снят по одноименному телеспектаклю 1954 года. Но то, что была естественно в театре, стало абсолютной новинкой в кино: события полуторачасового фильма разворачиваются в одном и том же помещении, а имен главных героев зритель так и не узнает. Фильм, снятый за 19 дней, стал эталонным в своем жанре
Фото: Orion-Nova Productions
Сидни Люмет был женат трижды. Его первый брак с актрисой Ритой Гэм продлился недолго и окончился разводом. Второй женой режиссера стала светская львица Глория Вандербильт (на фото). У пары родились двое детей, но это не спасло их от развода. Третьей женой Люмета стала Гэйл Люмет Баккли
Фото: AP / Anthony Camerano
В дальнейшем Люмет продолжал эксплуатировать сюжеты, замкнутые в пространстве и тяготеющие к ситуации прямого нравственного поединка — чаще всего с фрейдистским замесом. Частным случаем этого становились многочисленные экранизации театральной классики — «Орфей спускается в ад» Уильямса (фильм 1960 года назывался «Из породы беглецов»), «Долгий день уходит в ночь» О`Нила (1962), «Чайка» Чехова (1968).
На фото: американский актер и певец Таб Хантер и Сидни Люмет
Фото: Globe Photos/Zuma Press/Kommersant Photo
В 1974-м Люмет сделал стильную адаптацию «Убийства в Восточном экспрессе» Агаты Кристи с целой когортой международных звезд. Вообще, в его фильмах сыграли знаменитые актеры нескольких эпох, от Ингрид Бергман, Софи Лорен (на фото) и Анны Маньяни до Джейн Фонды и Мелани Гриффит, а из мужчин в своих лучших воплощениях предстали Марлон Брандо, Пол Ньюман и Аль Пачино
Фото: Globe Photos/Zuma Press/Kommersant Photo
Уже будучи ветераном, Сидни Люмет сумел остаться в седле на протяжении бурных для Голливуда 60-х, 70-х и 80-х годов, полностью изменивших не только систему художественных ориентаций, но и саму технологию кино. Он умел ставить фильмы и выбирать для них темы острой политической и гуманитарной актуальности. Это «Система безопасности» (1963; опасности гонки вооружений), «Холм» (1965; нравы военного лагеря для штрафников), «Серпико» (1973; романтик-полисмен против коррупции), «Телесеть» (1976; антигуманная изнанка телевидения), «Дэниэл» (1983; художественная реконструкция дела Розенбергов).
На фото: Сидни Люмет с актером Аланом Кингом и актрисой Эли Макгроу
Фото: AP / Drew
Целый ряд фильмов Люмета посвящен проблематике антисемитизма — от «Ростовщика» (1964) до «Чужого среди нас» (1992). Слывя традиционалистом, Люмет чутко ощущал основополагающие принципы американской политкорректности, становлению которой он сам немало способствовал. Еще в 1975 году он снял «Собачий полдень» — фильм о гомосексуалисте, идущем на преступление ради своего возлюбленного, жаждущего изменить пол. Тема — сенсационна, конструкция — знакома: снова действие замкнуто в помещении, где преступник держит заложников и выходит во внешний мир лишь в момент трагической развязки
Фото: AP / Wyatt Counts, File
«В какой степени фильмы зависят он меня? В какой степени это фильмы Сидни Люмета? Я сам завишу от погоды и бюджета, от того, что съела на завтрак исполнительница главной роли и в кого в данный момент влюблен ее партнер. Я завишу от чужого таланта, симпатий и антипатий, настроения и амбиций, взаимоотношений и характеров более чем сотни разных людей»
На фото: Сидни Люмет с актрисой Джулией Робертс
Фото: AP
Сидни Люмет получил свой первый и единственный «Оскар» в 2005 году — за вклад в развитие кинематографа
Фото: Reuters
Фильмы Люмета становились номинантами на «Оскар» 14 раз. Получили награду три картины: «Убийство в Восточном экспрессе», «Собачий полдень» и «Телесеть». Последняя получила статуэтки в четырех из десяти возможных номинаций
Фото: Bob Yari Productions/Entertainment Pictures/Zuma Press/Kommersant Photo
Последним фильмом Люмета стала картина «Игры дьявола» (2007, кадр из фильма — на фото) — криминальная драма, с восторгом принятая критиками. The New York Times назвала последнюю работу Люмета «хроникой разрушения — физического, духовного, нравственного»
Фото: Linsefilm; Capitol Films
Сидни Люмет умер 9 апреля 2011 года от лимфомы в своей нью-йоркской квартире. За всю свою долгую карьеру он сыграл во множестве фильмов и стал режиссером 53 картин
Фото: AP / Bebeto Matthews
Сидни Люмет родился 25 июня 1924 года в Филадельфии в семье польских иммигрантов. Мать и отец были актерами и уже в четыре года Люмет появился на радио WLTH в мыльной опере «Дедушка из Браунсвиля». Спустя год он попробовал свои силы на театральных подмостках — играл с родителями в Еврейском художественном театре на идише на Второй авеню и на Бродвее, в Нью-Йорке. Дебют Люмета в кино произошел в 11-летнем возрасте в короткометражной картине Генри Линна «Папиросн». В 15 лет вместе с отцом он снялся в полном метре «Треть нации». Повзрослев, Люмет поступил в Колумбийский университет, изучал драматическую литературу. С началом войны ушел на фронт, служил в Индии и Бирме ремонтником радаров, а вернувшись, начал работать театральным режиссером
Фото: Carl Van Vechten/Library of Congress
Дебютом Люмета в кино и его величайшей удачей стал фильм «12 разгневанных мужчин». Драма о 12 присяжных, решающих, виновен ли пуэрториканский подросток в смерти отца, и сегодня считается одним из величайших фильмов в истории кино. Картина получила главный приз Берлинского кинофестиваля и три номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года
Фото: AP / File
«Первый фильм служит сам себе оправданием, потому что это — первый фильм»
Фильм «12 разгневанных мужчин» (1957, кадр на фото) был снят по одноименному телеспектаклю 1954 года. Но то, что была естественно в театре, стало абсолютной новинкой в кино: события полуторачасового фильма разворачиваются в одном и том же помещении, а имен главных героев зритель так и не узнает. Фильм, снятый за 19 дней, стал эталонным в своем жанре
Фото: Orion-Nova Productions
Сидни Люмет был женат трижды. Его первый брак с актрисой Ритой Гэм продлился недолго и окончился разводом. Второй женой режиссера стала светская львица Глория Вандербильт (на фото). У пары родились двое детей, но это не спасло их от развода. Третьей женой Люмета стала Гэйл Люмет Баккли
Фото: AP / Anthony Camerano
В дальнейшем Люмет продолжал эксплуатировать сюжеты, замкнутые в пространстве и тяготеющие к ситуации прямого нравственного поединка — чаще всего с фрейдистским замесом. Частным случаем этого становились многочисленные экранизации театральной классики — «Орфей спускается в ад» Уильямса (фильм 1960 года назывался «Из породы беглецов»), «Долгий день уходит в ночь» О`Нила (1962), «Чайка» Чехова (1968).
На фото: американский актер и певец Таб Хантер и Сидни Люмет
Фото: Globe Photos/Zuma Press/Kommersant Photo
В 1974-м Люмет сделал стильную адаптацию «Убийства в Восточном экспрессе» Агаты Кристи с целой когортой международных звезд. Вообще, в его фильмах сыграли знаменитые актеры нескольких эпох, от Ингрид Бергман, Софи Лорен (на фото) и Анны Маньяни до Джейн Фонды и Мелани Гриффит, а из мужчин в своих лучших воплощениях предстали Марлон Брандо, Пол Ньюман и Аль Пачино
Фото: Globe Photos/Zuma Press/Kommersant Photo
Уже будучи ветераном, Сидни Люмет сумел остаться в седле на протяжении бурных для Голливуда 60-х, 70-х и 80-х годов, полностью изменивших не только систему художественных ориентаций, но и саму технологию кино. Он умел ставить фильмы и выбирать для них темы острой политической и гуманитарной актуальности. Это «Система безопасности» (1963; опасности гонки вооружений), «Холм» (1965; нравы военного лагеря для штрафников), «Серпико» (1973; романтик-полисмен против коррупции), «Телесеть» (1976; антигуманная изнанка телевидения), «Дэниэл» (1983; художественная реконструкция дела Розенбергов).
На фото: Сидни Люмет с актером Аланом Кингом и актрисой Эли Макгроу
Фото: AP / Drew
Целый ряд фильмов Люмета посвящен проблематике антисемитизма — от «Ростовщика» (1964) до «Чужого среди нас» (1992). Слывя традиционалистом, Люмет чутко ощущал основополагающие принципы американской политкорректности, становлению которой он сам немало способствовал. Еще в 1975 году он снял «Собачий полдень» — фильм о гомосексуалисте, идущем на преступление ради своего возлюбленного, жаждущего изменить пол. Тема — сенсационна, конструкция — знакома: снова действие замкнуто в помещении, где преступник держит заложников и выходит во внешний мир лишь в момент трагической развязки
Фото: AP / Wyatt Counts, File
«В какой степени фильмы зависят он меня? В какой степени это фильмы Сидни Люмета? Я сам завишу от погоды и бюджета, от того, что съела на завтрак исполнительница главной роли и в кого в данный момент влюблен ее партнер. Я завишу от чужого таланта, симпатий и антипатий, настроения и амбиций, взаимоотношений и характеров более чем сотни разных людей»
На фото: Сидни Люмет с актрисой Джулией Робертс
Фото: AP
Сидни Люмет получил свой первый и единственный «Оскар» в 2005 году — за вклад в развитие кинематографа
Фото: Reuters
Фильмы Люмета становились номинантами на «Оскар» 14 раз. Получили награду три картины: «Убийство в Восточном экспрессе», «Собачий полдень» и «Телесеть». Последняя получила статуэтки в четырех из десяти возможных номинаций
Фото: Bob Yari Productions/Entertainment Pictures/Zuma Press/Kommersant Photo
Последним фильмом Люмета стала картина «Игры дьявола» (2007, кадр из фильма — на фото) — криминальная драма, с восторгом принятая критиками. The New York Times назвала последнюю работу Люмета «хроникой разрушения — физического, духовного, нравственного»
Фото: Linsefilm; Capitol Films
Сидни Люмет умер 9 апреля 2011 года от лимфомы в своей нью-йоркской квартире. За всю свою долгую карьеру он сыграл во множестве фильмов и стал режиссером 53 картин
Фото: AP / Bebeto Matthews
Люмет довел до предельной концентрации жанр судебной драмы. Опробованная им модель получила название «фильма одного стола»: действие происходило от начала и до конца за столом суда присяжных, и саспенс и клаустрофобия этого киноспектакля вошли в учебники. Дело было, однако, не только в искусной драматургии, но и в режиссуре Люмета. Использовав свой опыт телепостановщика, он насытил картину смелыми крупными планами, ставшими опознавательным знаком новой телевизионной эры. Из 375 кадров этого фильма почти все были сняты в настоящем зале суда, и почти каждый из этих кадров представлен с новой точки зрения.