Bombardier сбился с курса на Россию
"Ильюшин Финанс Ко" может отказаться от канадских самолетов
Вслед за отказом "Ростеха" от сборки самолетов Bombardier в России еще один крупный российско-канадский проект в области авиапрома оказался под угрозой срыва. Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) может отказаться от заказа на 39 самолетов Bombardier CSeries из-за отсутствия финансирования со стороны канадского экспортного банка. В результате потенциальная сделка лишилась для ИФК почти всех преимуществ.
Лизинговая компания ИФК может отказаться от заказа на канадские самолеты Bombardier CS300, сообщил вчера гендиректор ИФК Александр Рубцов порталу Flight Global. По словам господина Рубцова, компания решила "пересмотреть все возможности участия в этой программе". По данным источников "Ъ", контракт может сорваться из-за проблем с финансированием, возникших на фоне санкций против России.
По словам собеседников "Ъ", статус стартового заказчика машины предполагал "серьезную скидку" для ИФК на самолеты (каталожная цена одной машины сейчас — $71 млн), а в финансировании должно было участвовать канадское агентство развития экспорта EDC. Но на фоне санкций, введенных Канадой из-за присоединения Крыма, банк приостановил работу с российскими компаниями, в том числе с ИФК. Отказ канадской стороны предоставить дешевый экспортный кредит под 3% вынудил обратиться за финансированием в сторонние банки, говорят собеседники "Ъ" в банковской отрасли. В результате предложение ИФК оказалось в неравных условиях по сравнению с другими заказчиками самолета. "Предлагать рынку совершенно новый продукт по высокой стоимости нецелесообразно",— отмечают источники. Впрочем, представитель Bombardier Commercial Aircraft Марианелла де ла Баррера вчера сообщила "Ъ", что с ИФК существуют "твердые договоренности" о покупке самолетов и стороны уверены, что "преодолеют все препятствия".
ИФК и Bombardier подписали соглашение о покупке 32 CS300 с опционом еще на десять самолетов в феврале 2013 года. Летом 2014 года на авиасалоне в Фарнборо семь машин из опциона были переведены в твердый заказ. Общий объем твердых заказов на Bombardier CSeries составляет 243 самолета (из них 180 относятся к CS300). Доля ИФК в общем портфеле Bombardier — около 13%.
Помимо удорожания финансирования, пересмотреть формат участия в сделке ИФК вынудил и неоднократный перенос сроков поставки серийных машин. Первая поставка заказчику была запланирована на конец 2014 года, но затем перенесена на вторую половину 2015 года. Окончательное решение о покупке канадских самолетов ИФК примет в июне на авиасалоне в парижском Ле-Бурже. В любом случае решение не будет связано с техническими характеристиками CS300, которые по-прежнему удовлетворяют российского заказчика, отметил господин Рубцов.
У Bombardier уже сорвался крупный проект на российском рынке. В сентябре 2014 года госкорпорация "Ростех" отказалась от сотрудничества с Bombardier и локализации производства на территории России самолетов Q400, из-за того что стороны "не пришли к согласию по экономическим параметрам проекта". Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко говорит, что сотрудничество с канадским производителем вполне могло бы стать альтернативным путем развития для ИФК, которая сейчас в основном сосредоточена на российских самолетах. Но, полагает эксперт, из-за отсутствия дешевых денег реализовать эту сделку практически невозможно, даже несмотря на заинтересованность Bombardier и значимость контракта.