Астрахань на мели
Региональная экономика столкнулась с нехваткой воды в Волге
Астраханские власти ожидают маловодного весеннего паводка, который способен создать проблемы для экономики и нанести вред запасам водных биоресурсов. Глава регионального правительства Константин Маркелов в спешном порядке проводит консультации с ФА Росводресурсы по согласованию графика попуска воды, который позволил бы минимизировать ущерб. Тем временем, нефтяники сообщают об угрозе для снабжения морских буровых платформ на Каспии, так как в течение нескольких дней суда снабжения не могли выйти в море из-за обмеления главного судоходного канала.
По прогнозам экспертов, из-за малоснежной зимы, которая выдалась в европейской части России, весенний попуск паводковых вод на Волго-Камском каскаде водохранилищ в 2015 году может составить 72,7 куб. км. Это значительно меньше объемов прошлогоднего спецпопуска, который составил 86,1 куб. км, что и так плохо соответствует привычной норме в 100 кубокилометров.
Подобная ситуация в последние два десятилетия считается скорее нормой. Специалисты объясняют хроническое маловодье на Каме и Волге циклическими климатическими изменениями, которые повторяются несколько раз в столетие. Однако понимание причин проблемы не снижает накала страстей вокруг вопроса, когда и в каких количествах производить сбросы воды, чтобы уровень главной водной артерии страны не создавал проблем для судоходства, не угрожал возобновлению популяций различных видов рыб и одновременно позволял гидроэнергетикам вырабатывать электричество в достаточном количестве.
У астраханских парламентариев гидрологическая обстановка вызывает беспокойство. Так, 6 апреля на заседании комитета по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии Думы Астраханской области руководитель службы природопользования и охраны окружающей среды Игорь Краснов проинформировал депутатов: «Сброс с Волгоградского гидроузла с 21 марта по 15 апреля планируется в объеме 4700–4800 куб. м в секунду. Это почти в два раза ниже показателя прошлого года. Такое решение было принято межведомственной оперативной группой (МОГ) по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада».
Депутатов подобное положение дел не устроило, так что они потребовали от властей активнее лоббировать интересы региона на заседаниях МОГ.
Впрочем, подобные требования излишни: региональное правительство уже озаботилось переговорами. Так, на днях вице-губернатор Астраханской области Константин Маркелов провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Мариной Селивёрстовой. Он сообщил, что понижение темпа сброса не позволяет удержать воду на уровне, достаточном для заполнения системы Западных подстепных ильменей — системы водоемов, расположенных в Лиманском и Наримановском районах Астраханской области, в которые рыба заходит на нерест. Невозможность заполнить ильмени водой может ударить по воспроизводству рыбы. Помимо этого, водой из ильменей пользуются ряд крупных сел и все местные сельхозпроизводители.
«Проблему с заполнением Западных подстепных ильменей на фоне глобального снижения спецпопуска мы последовательно решаем с 2012 года в рамках целевой программы развития водохозяйственного комплекса до 2020 года. Однако пока строительство необходимых шлюзов‑регуляторов еще не завершено», — пояснил на встрече глава регионального правительства.
По результатам переговоров с главой Росводресурсов Константин Маркелов заручился обещанием, что на ближайшем заседании МОГ 14 апреля в график спецпопуска будут внесены уточнения: сбросы будут увеличены ориентировочно с 21 апреля. Помимо этого, Марина Селиверстова пообещала поддержку в финансировании строительства гидротехнических объектов для защиты Западных подстепных ильменей.
Тем временем, маловодье уже начало создавать проблемы для судоходства на Волге. Так, 6 апреля во время заседания регионального Совета по морской деятельности глава ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Николай Ляшко сообщил о тревожной ситуации с пропуском судов через Волго-Каспийский судоходный канал: обмеление на водной артерии не позволяет судам уверенно маневрировать в условиях ветра.
«При проектной глубине канала в 4,5 метра реальная глубина канала при условном ветре доходит до 3,4 метров. После шторма 29 марта ситуация усугубилась, так что еще ни одно судно не вышло из Астрахани, из канала — в море. За прошедшее с того момента время у нас сформировалась критичная ситуация по продуктам питания на морских платформах, где ведется нефтедобыча. Там на данный момент находится около 500 человек. Сегодня мы переоборудуем вертолет для доставки воды и продуктов питания на платформы — суда обеспечения не могут выйти в море, а дноуглубительные работы ведутся медленно».
Руководство ФГУП «Росморпорт» отреагировало на заявление Николая Ляшко оперативно: уже 7 апреля несколько судов обеспечения с 60 т грузов для персонала морских платформ были направлены на Каспий в особом режиме. В среду, 8 апреля, суда достигли места назначения, угроза для нефтяников была ликвидирована.
И. о. директора астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» Юрий Соломаткин, в свою очередь, сообщил, что в дальнейшем работы по дноуглублению канала будут ускорены.
«У нас есть два земснаряда и запланирован еще один, который придет из другого региона. Три земснаряда будут работать от „Росморпорта“ и другое оборудование от подрядных организаций», — сказал господин Соломаткин. Он сообщил, что в 2014 году объем дноуглубительных работ составил 2,8 млн куб. м. На 2015 год ФГУП «Росморпорт» запланировало эти работы в объеме около 5,4 млн куб. м.