За проезд не считается

Запуск АСКОП на общественном транспорте Нижнего Новгорода затягивается

Внедрение в Нижнем Новгороде автоматизированной системы контроля оплаты проезда в общественном транспорте (АСКОП) снова откладывается. Как объясняют руководители проекта, проблема в нежелании областных властей полностью отказаться от бумажных билетов, хотя подрядчик, ЗАО «НоваКард», готово дополнительно напечатать пластиковые проездные карты для всех льготников, приезжающих в областной центр из районов. Фактически АСКОП пока работает в тестовом режиме: «НоваКард», договорившийся о комиссии в 7% стоимости от каждой пассажирской поездки, больше года не получает оплаты.

Перейти с тестового режима в рабочий новой системе оплаты проезда мешают чиновничьи разногласия

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Проблемы с запуском АСКОП в Нижнем Новгороде обсуждались в городской думе. Первый этап перехода на электронную систему уже завершился: создан центр обработки транзакций, установлены валидаторы в муниципальном транспорте и создана первичная сеть продаж и пополнения транспортных карт. По словам директора городского департамента транспорта Анатолия Гусева, до конца апреля муниципальные транспортные предприятия заключат договоры с инвестором проекта ЗАО «НоваКард», который претендует на 7% с каждой транзакции за проезд. Напомним, по условиям конкурса, оператор, за свой счет внедряющий АСКОП, был вправе взимать от 4% до 8% стоимости проезда, и «НоваКард» предложил 7% (по оценкам экспертов, инвестор вложил в проект порядка 150–180 млн руб.). В мэрии считают, что комиссия высока, и готовы в дальнейшем поторговаться за ее снижение. В мае, как сообщил господин Гусев, должен появиться электронный проездной для школьников и студентов, а с 1 июня муниципалитет намерен отказаться от бумажных билетов (кроме единого социального проездного билета).

По словам главы департамента, «полный отказ от бумаги» призван не только сэкономить затраты — в первую очередь с помощью АСКОП администрация намерена установить реальную картину пассажирских потоков в Нижнем Новгороде. Это позволит грамотно скорректировать транспортную схему города. В мэрии также намерены документально доказать, что пенсионеры, которым региональным законодательством определены 39 льготных поездок в месяц, на самом деле пользуются общественным транспортом чаще: в среднем 50 и более раз. Тогда речь пойдет о дополнительных компенсациях выпадающих доходов от перевозки льготников из госбюджета. Еще одна сопутствующая цель, по словам Анатолия Гусева, — избавиться от поддельных проездных, количество которых в городе растет.

Руководитель проекта АСКОП от «НоваКарда» Юрий Рябиков рассказал депутатам, что главная организационная проблема состоит в разногласиях с областным правительством. Региональные власти с февраля прошлого года не могут создать нормативную базу для перевозки льготников с оплатой через АСКОП, хотя «НоваКард» выпустил для них 250 тыс. пластиковых заготовок. «Применение льготных транспортных карт — краеугольный камень проблемы, которую мы не можем решить уже больше года. Правительство стоит на том, что льгота за проезд областная, а значит, любой льготник может приехать в Нижний Новгород из Выксы или Шахуньи, используя бумажные билеты», — отметил Юрий Рябиков. Он пожаловался, что проект 13 месяцев работает в тестовом режиме и «НоваКард» все это время несет убытки, не получая никакой финансовой отдачи.

Первый заместитель главы администрации города Андрей Чертков, который ведет переговоры с региональным минтрансом по этому поводу, добавил, что «НоваКард» может выпустить дополнительные карты для льготников из области, тогда понадобится еще два-три месяца, чтобы проанализировать и оценить пассажирские потоки из области. «Инвестор готов взять на себя еще пять крупных городов: Дзержинск, Бор, Кстово, Арзамас и Павлово. Но в правительстве области до конца вводить электронную карту не хотят и не видят в этом смысла. Они хотят оставить для льготников бумажные билеты, отмечая, что после майских праздников садоводы поедут и пассажиропоток из Нижнего увеличится», — отметил Андрей Чертков.

Председатель транспортной комиссии гордумы Алексей Гойхман уверен, что без подключения к АСКОП частных перевозчиков, которые в Нижнем Новгороде осуществляют половину автобусных перевозок, система также не имеет смысла. Однако в мэрии полагают, что после внедрения АСКОП на муниципальном транспорте индивидуальные предприниматели также будут заинтересованы войти в единую систему (по графику проекта этот этап должен был завершиться в конце прошлого года). Депутат Гойхман также напомнил, что идея создания электронного проездного возникла еще в 2007 году, практическая реализация проекта началась в 2012-м, однако сроки постоянно смещались, в том числе из-за судов администрации с ЗАО «НоваКард» (мэрия планировала расторгнуть договор с «НоваКардом», но в итоге стороны пошли на мировую, так как поиск нового подрядчика сильно затормозил бы и без того затянувшийся процесс. — „Ъ“.). В итоге депутаты решили, что до сентября АСКОП надо запустить в рабочем режиме.

В министерстве транспорта Нижегородской области „Ъ“ подтвердили, что по поручению регионального правительства Нижний Новгород должен перейти на АСКОП с 1 июня 2015 года. «Тем не менее сегодня существует ряд важных вопросов, требующих тщательной проработки. Например, возникает проблема увязки проезда жителей Нижнего Новгорода в пригородном транспорте, а жителей районов области — на общественном транспорте областного центра. Муниципалитет совместно с нами прорабатывает варианты использования различных видов „бумажных“ и „электронных“ социальных билетов, так как правительство области не может допустить ограничения прав льготных категорий граждан при проезде в общественном транспорте на территории Нижегородской области», — сообщили в мин­трансе, пообещав в ближайшее время согласовать разработанные в результате компромисса нормативно-правовые акты. При этом в министерстве добавили, что в районах области АСКОП действовать не будет: там сохранят обычные социальные проездные билеты и прежний порядок проезда.

Роман Кряжев

Вся лента