Коллекторы пошли по стране
"Агентство финансовой и правовой безопасности" расширяет сеть офисов
Петербургское коллекторское агентство полного цикла "Агентство финансовой и правовой безопасности" (АФПБ) расширяет географию присутствия. В прошлом месяце компания открыла контакт-центры в Курске и Астрахани, а также в ближайшее время намерена выйти на рынок Дальневосточного федерального округа. Эксперты говорят о том, что развитие АФПБ скорее исключение, чем обычная ситуация для коллекторского рынка в настоящее время: несмотря на то, что у коллекторов вырос объем работы, эффективность взыскания долгов в целом снижается из-за кризисных явлений.
Генеральный директор петербургского коллекторского агентства АФПБ Павел Бородкин рассказал "Ъ", что в конце прошлого года на фоне кризиса в компании было принято расширять географию присутствия и развития региональной сети.
Офисы (контакт-центры) уже открыты в Курске и Астрахани. Объем инвестиций в запуск точек оценивается в 10 млн рублей. В ближайшее время компания рассчитывает запустить офисы в Дальневосточном федеральном округе. К середине лета господин Бородкин планирует нарастить штат сотрудников в два раза, до 600-700 человек.
"С одной стороны, мы практически сразу смогли нарастить свою долю на рынке коллекторских услуг, так как получили возможность привлекать больше портфелей долгов в работу, а с другой, снизили затраты на одного сотрудника за счет более низких зарплат (минус 25-40 процентов) и арендной платы (минус 40 процентов) в регионах России", — поясняет решение о выходе в регионы Павел Бородкин.
По данным СПАРК-Interfax, ООО "АФПБ" зарегистрировано в Петербурге, 100-процентным владельцем компании является Павел Бородкин. У компании также есть офис в Москве. По данным АФПБ, в 2013 году агентством было взыскано около 238 млн рублей просроченной задолженности. В 2014 компания увеличила этот показатель более чем в два раза, до 493 млн рублей. В 2015 году АФПБ ежемесячно возвращает от 60 млн рублей. Таким образом, агентство планирует вернуть кредиторам не менее 720 млн рублей по итогам года.
Дмитрий Жданухин, генеральный директор Центра развития коллекторства, считает, что успешное развитие АФПБ скорее исключение, чем обычная ситуация на коллекторском рынке в настоящее время. "Некоторые небольшие и средние агентства, наоборот, находятся в достаточно сложном положении из-за сокращения передачи банками долгов на судебную работу и сопровождение исполнительного производства. Крупные же агентства не могут существенно расширяться из-за сложности привлечения кредитных ресурсов для выкупа долгов, снижения уровня взысканий и так далее. Многим коллекторским агентствам приходится думать о диверсификации бизнеса — запуске направлений коммунального и корпоративного коллекторства", — говорит он.
Первый вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), президент группы компаний "Финансовое агентство по сбору платежей" (ФАСП) Александр Морозов говорит, что, учитывая характерные для России расстояния, для банков одним из решающих доводов при заключении договора с той или иной коллекторской компанией может стать присутствие коллектора в том регионе, где работает банк. "Хотя дистанционные методы предпочтительнее, это менее затратно. Хочу отметить, что зачастую физическая сеть не окупается", — поясняет Александр Морозов.
Господин Морозов уверен, что нельзя утверждать, что в кризис коллекторские агентства получили некий импульс к развитию. "Вырос объем работы за счет того, что в предыдущие годы высокими темпами росло потребительское кредитование и, следовательно, рос объем просроченной задолженности. Вторым толчком к увеличению объемов работы является кризис, нивелировавший смысл стандартной модели оценки кредитной истории заемщиков: для тех, у кого была хорошая кредитная история, кризис стал моментом слома, они пополнили увеличивающуюся прослойку должников. Однако несмотря на то, что объем работы вырос, эффективность взыскания снижается, как это всегда происходит в фазу экономического спада: у людей сокращаются ресурсы, благодаря которым они могли бы выплачивать задолженность", — высказывается господин Морозов.
Если же говорить в целом о сложностях рынка взыскания, то Александр Морозов отмечает, что населению не хватает финансовой грамотности, а банкам и микрофинансовым организациям не хватает элементов ответственного кредитования — целью должна быть не выдача кредита, а гарантированность его возврата. "Не хватает информационной прозрачности: в Европе нет необходимости в выездном взыскании, с должниками есть возможность связаться дистанционно. У нас же зачастую заемщики указывают в кредитном договоре телефон, который потом меняют, и при этом не уведомляют об этом банк, потому что это не вменяется им в обязанность. В 70 процентах случаев по указанным телефонам оказываются уже совсем другие люди", — рассказывает господин Морозов.
По мнению господина Жданухина, особых сложностей на рынке взыскания нет. "Однако отмечу одну опасность, которую пока недооценивают, но она проявилась в том, как готовили отраслевой стандарт "Специалист по коллекторской деятельности". Это опасность монополизации рынка со стороны крупнейших агентств. Я не слышал, чтобы к работе над стандартом привлекали широкий круг коллекторов из регионов или известных специалистов. Стремление к монополизации, по моему мнению, отразилось и в некоторых проектах законов о коллекторской деятельности, где установлены крупные взносы в СРО", — поясняет господин Жданухин.
По оценке господина Жданухина, на отечественном рынке общая сумма долгов в работе составляет примерно 1 трлн рублей, а размер выручки — около 10 млрд рублей.