Правила игры
приводит в равновесие независимый эксперт Дмитрий Тратас
Каждый россиянин знает, что в конце прошлого года цены на нефть рухнули ниже $50 за баррель. Многие слышали про одну из причин — сланцевую нефть, которую начали активно добывать на территории США и Канады. Особо осведомленные в курсе, что себестоимость добычи сланцевой нефти — $60-70 за баррель. Аналитически мыслящие предположили, что при падении мировых цен ниже этого уровня добывать сланцевую нефть станет просто невыгодно, добыча прекратится и цены снова пойдут вверх. И никто не может объяснить, почему этого не произошло.
С января нефтяные котировки, как говорят трейдеры, "болтаются в диапазоне", для американского сорта WTI он находится между $44 и $55 за баррель. Где обещанный рост цен из-за остановки добычи сланцевой нефти? В чем дело?
А дело в том, что добычу сланцевой нефти никто и не думал останавливать. Об этом говорит рост запасов нефти — они растут тринадцатую неделю подряд и достигли уровня более 480 млн баррелей, что является рекордным уровнем более чем за 80 лет. Получается, что владельцы сланцевых месторождений продолжают вести добычу себе в убыток? Вовсе нет.
Просто нефтяники вовремя подстраховались. Поверив в серьезность падения, они начали массово продавать фьючерсные контракты на поставку нефти с разными сроками исполнения. Например, глава компании Oasis Petroleum Тейлор Рейд признался, что компания вела массовую продажу фьючерсных контрактов по цене $80-90 за баррель. И теперь какое-то время корпорацию не беспокоит биржевая цена, ведь для Oasis цена уже зафиксирована, нефть добывается и поступает в биржевые хранилища. Так что запасы нефти растут, а цена — нет.
Подобные хеджевые операции провело большинство корпораций по добыче сланцевой нефти. И пока все проданные в 2014 году контракты не исполнятся, значительного подъема котировок не следует ждать. При этом нефтяники заявляют, что готовы возобновить продажу фьючерсов, как только цена доберется до $70 за баррель, "даже $60 будет вполне неплохо". Получается, что найдена новая точка равновесия? Возможно. Упасть глубоко вниз котировкам не позволит граница себестоимости, а вырасти — давление шельфовых продавцов, которое будет усиливаться. Плюс фактор возможного снятия эмбарго с иранских нефтяных поставок. Плюс постоянное снижение стоимости добычи. Формула текущей и прогнозируемой цены на нефть за последнее время серьезно усложнилась, о простом балансе промышленного спроса и предложения можно забыть.
Американская шельфовая нефть серьезно изменила правила игры на этом рынке, и, скорее всего, то, что мы видим сегодня,— это прорисовка новых диапазонов равновесной цены, которых раньше мы никогда не видели. Во всяком случае, я не буду сильно удивлен, если ближайшие год-два котировки так и останутся на уровне $50-60 за баррель. Со всеми вытекающими последствиями.