"Время грубого диктата со стороны авиакомпаний по отношению к туроператорам уже прошло"
Турагентства оспаривают законность топливного сбора при продаже авиабилетов. По данным газеты "Коммерсантъ", компания "ОнлайнТур" обратилась в ФАС для проверки правомерности дополнительной платы за горючее, которую взимают авиакомпании. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Алексеем Корнеевым.
Топливные сборы составляют 40-60% от стоимости перелета, но при этом финансово не обоснованы. Ситуация на рынке топлива радикально изменилась с момента введения таких сборов, но их размер остался прежним.
— Разделяете ли вы позицию турагентств относительно топливных сборов?
— Да, мы считаем, что инициатива, когда авиакомпании переносят риски по изменению стоимости топлива на туроператоров и турагентства, когда туроператоры и турагентства не понимают в конечном итоге, сколько будет стоить билет в туре. Соответственно, их задача в этой ситуации переложить этот риск на потребителя, она соответствует законодательству о защите прав потребителей. Эту практику, безусловно, нужно останавливать по всей цепочке, чтобы туристы перед вылетом не сталкивались с проблемой, когда им турагенты вынуждены предложить доплатить.
Это было несколько раз уже в истории нашей страны, и, к сожалению, в большинстве случаев туристы вынуждены были идти на такие шаги, доплачивать уже за заранее оплаченный товар. То есть это все равно что вы приходите в магазин за заказом, оплаченным ранее, и вам заявляют, что мясо подорожало, и теперь ваша колбаса будет стоить с учетом мясного сбора на 30% дороже. То есть это явный диктат авиакомпаний более слабым участникам рынка — туроператорам и турагентствам, а те, в свою очередь, это переносят на нас с вами, на обычных граждан.
— То есть возникают конфликтные ситуации, турагентствам это не очень интересно, не очень выгодно получается, да? Потому что я думаю, какой интерес в этом турагентствам?
--Да, они зажаты с двух сторон. С одной стороны, они уже, например, продали тур в апреле на вылет в июне, а выясняется в мае, что стоимость этого тура изменилась, потому что авиакомпания установила на этот период топливный сбор, например, $100 дополнительно, и турагент должен либо доплатить эти $100 из своей прибыли, либо обзвонить всех клиентов и сказать: "Вы знаете, неувязочка вышла, пожалуйста, занесите еще по $100 на билет".
Я уверен, что ФАС это дело рассмотрит и остановит эту порочную практику, потому что время такого грубого диктата со стороны авиакомпаний по отношению к туроператорам, к турагентам, в результате которых страдает потребитель, уже прошло.
— Но на стоимость туров, как я понимаю, на тарифы, точнее, авиакомпаний это вряд ли повлияет, потому что "Трансаэро" заявили о том, что они тогда будут вынуждены постоянно менять тарифы, и стоимость билетов будет та же самая.
— Безусловно, пусть они меняют тариф, но если билет продан, и турагентство выкупило билеты, то они уже не смогут изменить стоимость реализованных билетов, в этом вся история. То есть мы считаем, что авиакомпании, конечно, имеют право менять тарифы, но при этом это должно быть понятно, прозрачно. Потребители, которые уже оплатили перелет, либо купив самостоятельно билет, либо купив тур, не должны сталкиваться с предложениями доплатить, инициирование которых происходит со стороны, прежде всего, авиакомпаний.
— То есть самое главное — чтобы правила игры не менялись по ходу этих всех отпускных хлопот, да?
— Да, конечно. Я надеюсь, что этот сезон будет трудным, но без банкротств. Пока вроде бы ситуация стабилизировалась, и мы надеемся на то, что туроператоры сохранят свою активность на рынке, и потребители не будут сталкиваться с большим ущемлением их прав.