«Соллерс» откатился от Ford
Контроль в СП по сборке автомобилей в России перешел американцам
Как стало известно “Ъ”, контролирующим акционером в паритетном СП Ford Sollers недавно стал Ford. Изменений в уставном капитале для этого не потребовалось: Ford получил возможность контролировать управление СП за счет допэмиссии привилегированных акций. По мнению источников “Ъ”, «Соллерс» не может больше финансировать масштабную инвестпрограмму СП и не хочет нести убытки на фоне падающих продаж автомобилей, при этом Ford решил поддержать свой бренд в условиях кризиса в отрасли.
В СП Ford Sollers, которое собирает автомобили на трех производственных площадках в России, произошли существенные акционерные изменения: теперь операционный контроль над ранее паритетным российско-американским СП переходит к американцам, рассказали несколько источников “Ъ” в отрасли. По словам источника, знакомого с ситуацией, «со стратегической точки зрения» компании было выгоднее остаться наполовину российской, поэтому была проведена допэмиссия привилегированных акций. Таким образом, в уставном капитале сохранится паритет между партнерами, а привилегированные акции, которые выкупит Ford, станут голосующими в случае, если по ним не будут выплачиваться дивиденды. Другой собеседник добавляет, что после закрытия обязательств по промсборке у «Соллерса» появится опцион выхода из СП «при желании». При этом по мнению одного из источников “Ъ”, российская сторона, таким образом, сократит как объем инвестиций, так и убытки, к тому же «не от своего бренда».
Источники “Ъ” предполагают, что теперь ответственность российской стороны в СП будет заключаться «во взаимодействии с госорганами и локализации», все остальные вопросы возьмет на себя Ford. Представители «Соллерс» и Ford Sollers от комментариев отказались.
Одной из наиболее вероятных причин акционерного изменения могло стать «нежелание или скорее неспособность» «Соллерса» финансировать масштабную инвестпрограмму СП, полагают собеседники “Ъ” в отрасли, и поэтому Ford «возьмет на себя всю финансовую нагрузку, получив контроль». Рассчитанный на 2011–2020 годы инвестпроект оценивается в 74 млрд руб., из которых 39 млрд руб. предоставляет ВЭБ, а остальную часть должны были профинансировать партнеры.
ВЭБ подписал меморандум о намерениях со сторонами, по которому СП будет предоставлен кредит в 39 млрд руб. на срок до десяти лет в июне 2011 года, тогда же было заключено соглашение о создании паритетного СП Ford Sollers компаниями Ford Motor Company и «Соллерс». Документ был подписан главой «Соллерса» Вадимом Швецовым и председателем совета директоров и исполнительным директором Ford of Europe Стивеном Оделлом в присутствии Владимира Путина. Причем в декабре прошлого года глава ВЭБа заявил, что принято принципиальное решение увеличить финансовую поддержку СП. Тогда сообщалось, что основные параметры сделки одобрены, но дополнительные кредитные линии не выделены до сих пор.
По данным «Спарк-Интерфакс», «Форд Соллерс Холдинг» на 100% принадлежит нидерландской Ford Sollers Netherlands B.V. По итогам первого полугодия выручка Ford Sollers сократилась на 35%, до 25,5 млрд руб., а чистый убыток составил 3,4 млрд руб. против прибыли в 33 млн руб. В 2014 году по итогам первого полугодия Ford произвел списания по инвестициям в СП на $329 млн. Списания объяснялись девальвацией рубля, снижением спроса на С-сегмент автомобилей в России и неблагоприятными прогнозами. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2014 года продажи Ford в России снизились на 38%, до 66 тыс. машин, за январь—март текущего года объемы продаж упали на 71%, до 5 тыс. машин.
Ford Sollers работает с октября 2011 года. В СП вошли три производственные площадки — во Всеволожске (Ленинградская область), в Набережных Челнах и в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане. В 2011 году «Соллерс», Ford и Минэкономики заключили соглашение о новом режиме промсборки. Оно обязывает достичь уровень локализации в 60% к 2018 году, расширить мощности до 350 тыс. машин в год и создать производство двигателей и трансмиссий. Сейчас локализация производства составляет порядка 40%. Вчера первый вице-президент и исполнительный директор СП Адиль Ширинов заявил, что компания может к 2018–2019 годам достичь локализации в 83–85%.
Почему российский авторынок почти заглох
Мартовский спад продаж новых автомобилей показал очередной рекорд: в январе сокращение продаж составило всего четверть, в феврале они упали уже на 38%, а в марте рынок рухнул на 42,5%, до 139,9 тыс. машин. Спад начал затрагивать и премиальные марки: в минусе по итогам марта оказались, например, легковые модели Mercedes, BMW и Audi. Читайте подробнее
Почему место GM пусто не будет
Ford Sollers первым воспользовался уходом с российского рынка своего прямого конкурента General Motors. Он решил расширить дилерскую сеть за счет региональных дилеров GM, которым в следующем году будет нечего продавать. Впрочем, по мнению участников рынка, в результате Ford может получить лишь дополнительную головную боль: продажи марки в России резко сокращаются, и компания сама получит «проблемы с избытком дилеров». Читайте подробнее