"Украинские власти начали искать дополнительные рычаги влияния на Тимошенко"

Материалы уголовных дел в отношении экс-премьера Юлии Тимошенко исчезли из Генпрокуратуры Украины. Сейчас ведомство проводит служебную проверку по этому поводу. Собственный корреспондент издательского дома "Коммерсантъ" в Киеве Янина Соколовская рассказала подробности ведущему радио новостей Марату Кашину.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В отношении Юлии Тимошенко велось несколько уголовных дел. В частности, претензии к бывшей главе Кабмина касались незаконного использования денег, полученных Украиной от продажи квот на выбросы парниковых газов. Кроме того, Тимошенко обвиняли в превышении полномочий при подписании газовых контрактов с Россией.

— Как материалы могли исчезнуть, есть ли предположения сейчас?

— Вы же знаете, рукописи не горят, а уголовные дела горят и очень даже. Исчезло дело по Киотскому протоколу — это деньги, которые Украина получила от японского правительства за парниковые газы и должна была потратить на экологические нужды. Но в связи с тем, что в то время Юлия Тимошенко была премьером, приближались выборы, эти деньги бросили на выплату пенсий. Дело было громким, но в Украине оно сошло на нет, потому что было очевидно, что деньги были не украдены, а розданы людям. Возмущение международного сообщества, заявления о том, что Украина больше никогда не получит киотские деньги, людей гораздо меньше волновали, чем деньги, которые получены ими в карман.

— А второе дело, я так понимаю, о газовых соглашениях с Россией?

— Дело о газовом соглашении может пропадать, может не пропадать, Тимошенко по нему полностью оправдана, дело закрыто, и теперь остается лишь один вопрос — какую цену Украина должна платить за газ. Если дело это действительно закрыто и Тимошенко права, то Украина должна платить за газ более $500 за 1 тыс. куб. м.

— Пропажа этого дела может как-то повлиять на переговоры с Россией?

— Думаю, оно не может повлиять, потому что цена для Украины уже установлена — $247 за 1 тыс. куб. м. — это очень хорошая цена, которую Киев давно просил, этот вопрос решен, и это дело закрыто. А вот с "киотским делом" остается ряд вопросов, потому что действительно в них замешаны мировые организации, мировое сообщество, и, конечно, хотелось бы понять, что с этим делом происходит. Но Юлию Тимошенко сейчас трогать не резон, потому что она вот-вот возглавит следственную парламентскую комиссию по расследованию коррупции в украинском правительстве, по расследованию коррупции в кабинете министров Арсения Яценюка. Тимошенко получает власть, которую будут бояться сейчас многие политики.

— Что касается "киотского дела", вы упомянули, что оно сошло на нет, а в юридической плоскости о чем можно говорить — оно просто расследовалось, но так и не было никакой передачи в Генпрокуратуру, в суд, оно подвисло?

— В юридической плоскости оно находилось в Генеральной прокуратуре, в суд не передавалось. Собственно, сейчас этот разговор возник в связи с тем, что генеральным прокурором стал Виктор Шокин. Видимо, украинские власти начали искать дополнительные рычаги влияния на Юлию Тимошенко в связи с возглавлением ею временной следственной депутатской комиссии, о которой я сказала. Возник вопрос Киотского протокола, и чудом эти бумаги не нашлись. Куда же они исчезли, начали задаваться вопросом украинские власти и силовики. Теперь ищут.

— Мустафа Найем, депутат от блока Петра Порошенко, говорил, что эти бумаги могут находиться у "Правого сектора", поскольку ранее они были в доме экс-генпрокурора Виктора Пшонки, который был захвачен представителями "Правого сектора. Об этом какая информация есть у вас?

— Есть два украинских мема: один — это "дача Виктора Януковича в Межигорье", а второй — это "дом Виктора Пшонки". И тот, и тот были захвачены революционными массами во время зимнего восстания, и в том, и в том якобы находились документы, и теперь любой вброс документов, любой информационный вброс можно оправдать тем, что именно эти документы были найдены либо в доме у Пшонки, либо в доме у Януковича. Такие вбросы уже происходили несколько раз, поэтому нынешнее заявление тоже выглядит достаточно подозрительно.

— А кто из украинских политиков сейчас заинтересован в возобновлении расследования уголовных дел против Тимошенко?

— Тимошенко — мастер создания врагов, врагов у нее гораздо больше, чем друзей, заинтересованы очень многие. Прежде всего, заинтересованы представители "Народного фронта" Арсения Яценюка, потому что именно против Яценюка сейчас работает Тимошенко, ей есть почему на него обижаться. Он практически забрал у нее партию "Батькивщина", пока Тимошенко была в тюрьме, он забрал у нее основных сторонников, включая ее заместителя Александра Турчинова, они перешли из "Батькивщины" Тимошенко в "Народный фронт" Яценюка. В "Народный фронт" же входит министр внутренних дел Арсен Аваков, который также негативно высказывался в адрес людей Тимошенко, именно против них она будет действовать, и именно против нее они будут действовать сейчас.

Вся лента