Суд вынес братский приговор
Завершился процесс по бунту в Пугачеве
Судья Саратовского областного суда Александр Дементьев вынес приговор троим братьям, участвовавшим в убийстве жителя Пугачева Руслана Маржанова летом 2013 года. Руслан Хайдаев и Хидир и Хамзат Назировы признаны виновными лишь по части статей предъявленного им обвинения. В частности, из обвинения были исключены такие статьи, как «побои», «убийство, совершенное группой лиц» и «укрывательство преступлений». Обвиняемые получили от 3,5 до 14 лет колонии и денежные штрафы. Будут ли они обжаловать решение суда, неизвестно.
Процесс над братьями Русланом Хайдаевым, Хидиром Назировым и Хамзатом Назировым продолжался ровно два месяца. Суд по уголовному делу об убийстве жителя Пугачева Саратовской области 20‑летнего Руслана Маржанова начался 10 февраля этого года. Прозвучавший вчера приговор поставил точку в трех уголовных делах, в которые вылились резонансные события июля 2013 года.
Руслан Хайдаев, Хизир Назиров и Хамзат Назиров обвинялись в совершении целого списка преступлений, предусмотренных п. п.«ж, и» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство из хулиганских побуждений) и ч. 3 ст. 30, п. п. «ж, и» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений), ч. ч. 4, 5 ст. 33, п. п. «ж, и» ч. 2 ст. 105 УК РФ (подстрекательство и пособничество в убийстве, совершенном группой лиц, из хулиганских побуждений), п. «а» ч. 2 ст. 116 УК РФ (побои), ч. 4 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 316 УК РФ (укрывательство преступлений).
Суд согласился с версией обвинения, озвученной 10 февраля этого года, лишь частично. Судья Александр Дементьев счел доказанной общую фабулу преступления. Как озвучивало обвинение, в мае 2013 года 28‑летний Руслан Хайдаев вместе с 16‑летним Али Назировым нападали с ножом на жителя Пугачева, 26‑летнего Артема Глущенко. Преступление не было доведено до конца, один из очевидцев событий вступился за Артема Глущенко и выбил нож из рук Али. Затем в июле 2013 года Руслан Хайдаев вместе с Али Назировым убили 20‑летнего Руслана Маржанова. Согласно обвинению, именно Руслан Хайдаев передал младшему брату скальпель, которым был убит Маржанов. 21‑летний Хизир Назиров организовал драку, 25‑летний Хамзат Назиров помог Али скрыться с места преступления.
Однако господин Дементьев посчитал излишним обвинение Руслана Хайдаева в нанесении побоев, а из обвинений братьям Назировым исключено обвинение в подстрекательстве и пособничестве в убийстве. Их деяния переквалифицированы на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Кроме того, судья счел недоказанными обвинения подсудимых в убийстве, организованном группой лиц, поскольку они вообще не собирались убивать Руслана Маржанова, и в укрывательстве преступления. Кроме того, психическое заболевание Руслана Хайдаева и наличие у Хизира Назирова малолетнего ребенка приняты судом в качестве смягчающих обстоятельств.
Вместе с тем Руслан Хайдаев был признан виновным в покушении на убийство Артема Глущенко.
Выступая на прениях, государственный обвинитель Ольга Чернова попросила суд назначить Руслану Хайдаеву как самому старшему 20 лет заключения, братьям Хамзату и Хизиру Назировым — по 18 лет колонии строгого режима. Кроме того, госпожа Чернова просила взыскать с каждого из подсудимых по 1 млн компенсации морального вреда в пользу семьи Руслана Маржанова и 196 тыс. рублей на оплату адвокатов.
Суд приговорил Руслана Хайдаева к 14 годам лишения свободы с ограничением свободы на один год за покушение на убийство Артема Глущенко и убийство Руслана Маржанова. Хизир Назиров получил четыре года колонии общего режима, Хамзат Назиров — три года шесть месяцев. Также Руслан Хайдаев должен выплатить семье Маржанова 1 млн рублей ущерба, его братья — по 100 тыс. рублей.
События, вызвавшие широкий резонанс, произошли в ночь с 5 на 6 июла 2013 года возле кафе «Золотая бочка». Как выяснилось на суде, договоренность о драке «один на один» между Русланом Маржановым и Али Назировым была за несколько дней до этого. Инициатором «дуэли» выступил Али Назиров, конфликты между ними возникали и раньше. Молодые люди собрались ночью возле кафе при множестве свидетелей. Во время потасовки Али незаметно достал из носка скальпель и нанес оппоненту 17 колото-резаных ранений, от которых тот скончался в больнице.
Как писал „Ъ“, убийство Руслана Маржанова спровоцировало массовые протесты в районном центре. С 7 по 12 июля во время акций протеста на центральной площади Пугачева собирались до тысячи человек, которые требовали выселения всех уроженцев Чеченской республики из города. Для урегулирования конфликта пришлось вмешаться полномочному представителю президента РФ в ПФО Михаилу Бабичу. Сразу после первых митингов глава областного ГУ МВД Сергей Аренин отстранил от должности руководителя пугачевской полиции Андрея Лопаткина. Его место занял работавший ранее в Энгельсе сослуживец господина Аренина по Северокавказскому военному округу, полковник Андрей Астапович. В середине июля звучали призывы добиваться увольнения пугачевского прокурора Андрея Воеводина. Шестого августа господин Воеводин занял пост первого заместителя прокурора Балашова. На этой должности он сменил Дмитрия Корогодина, задержанного 7 июня прошлого года в ходе специальной операции по подозрению в получении взятки.
Непосредственный убийца Руслана Маржанова Али Назиров был осужден в декабре прошлого года на 9,5 лет лишения свободы. Это почти максимальное наказание, которое мог назначить ему суд, поскольку на момент преступления Али Назиров был несовершеннолетним. Дело рассматривал Пугачевский районный суд. На последнем процессе молодой человек выступал в качестве свидетеля.
В августе прошлого года судья Саратовского областного суда Владимир Стасенков вынес приговор еще одному брату осужденных сегодня чеченцев Али Хайдаеву. Его обвиняли в посягательстве на жизнь полицейского. Во время оперативных действий полицейские пришли в дом в селе Аннин Верх Перелюбского района, где скрывалась вся большая семья. 19‑летний Али Хайдаев посчитал, что в дом ворвались националисты, о возможном прибытии которых их предупреждал местный участковый, и напал с вилами на полицейского. Вынося приговор, судья переквалифицировал статью уголовного дела на более мягкую. В итоге молодой человек был осужден не по ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), подразумевавшей лишение свободы на срок от 12 до 20 лет, а по ч. 1 ст. 318 УК РФ («Угроза применения насилия в отношении представителя власти»). Али Хайдаев приговорен к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Будут ли осужденные обжаловать приговор, пока неизвестно.