Сирийские власти и оппозиция стали на 12 пунктов ближе
На консультациях в Москве согласован совместный документ
В Москве завершился второй раунд консультаций между представителями сирийской оппозиции и правительства этой страны. Их модератор, директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин объявил о "единогласно принятом совместном политическом документе". Впрочем, и после этого некоторые представители оппозиции заявили, что шансы на политическое урегулирование "давно упущены", а переговоры в Москве не просто "не дают надежды", но "уничтожают ее". Одной из площадок, на которых может пройти следующая попытка примирения, называют Астану. В МИД Казахстана "Ъ" вчера заявили, что пока не получали такого обращения, однако готовы рассмотреть его, если оно поступит.
То, что второй раунд межсирийских консультаций проходит в непростой обстановке, было ясно еще в начале недели. Впрочем, реальные масштабы разногласий — как между оппозицией и делегацией Дамаска, так и между разными группами оппозиции — прояснились вечером в четверг, ближе к окончанию переговоров. Покинувшие их прежде времени лидер Движения за плюралистическое общество Ранда Кассис и секретарь "Национального демократического фронта" Мэйс Креди рассказали о нехватке "атмосферы доверия".
Противоречия между оппозицией (ее ключевая структура — базирующаяся в Турции Национальная коалиция революционных и оппозиционных сил — во второй раз отклонила приглашение в Москву) и делегацией правительства казались чуть меньше на фоне напряжения, с которым Ранда Кассис и Мэйс Креди передавали друг другу слово. Дело в том, что госпожа Кассис уже давно живет во Франции и, как казалось госпоже Креди, не очень хорошо представляет себе, что происходит в Сирии.
При этом Мэйс Креди заверила, что обе они хотят одного и того же — победы над терроризмом и мира, просто по-разному видят то, как этих целей достичь. "Большой вопрос, какие группировки из воюющих там считать террористическими, а какие нет,— добавила госпожа Креди.— Еще я бы не стала перечислять страны, которые финансируют террористов. И так понятно, кто это". Госпожа Кассис же потребовала поддержать правительственные войска в борьбе с терроризмом и немедленно снять с Сирии все международные санкции. Оппозиционерка заявила об этом так громко, что сказанное ею не осталось неуслышанным и в конце концов вошло в итоговый документ.
Он с легкой руки директора Института востоковедения РАН Виталия Наумкина, который уже второй раз с конца января уговаривал оппозицию и представителей сирийской власти хоть о чем-то договориться, получил название "московская платформа". Среди его 12 пунктов недопустимость иностранного вмешательства в Сирию, возвращение туда беженцев, освобождение всех сирийских территорий. Перечислять названия стран, оказывающих содействие воюющим в Сирии радикалам, в итоге не стали, ограничившись расплывчатой формулировкой: "арабские региональные и международные стороны, причастные к пролитию сирийской крови".
Интереснее содержания документа оказалось то, как модератор дискуссии комментировал процедуру его принятия: "Они (члены оппозиционных группировок.— "Ъ") сидели за одним столом, не дрались, а слушали друг друга". Другим достижением было то, что "московская платформа", как следовало из слов Виталия Наумкина, в итоге оказалась не просто документом, который удалось согласовать, а документом, который "удалось согласовать единогласно" (это произошло впервые за всю историю контактов между представителями Башара Асада и их оппонентами из умеренной оппозиции).
Господину Наумкину вторил Башар аль-Джафари. "Наша (представителей руководства Сирии.— "Ъ") оценка прошедших консультаций — позитивная". Господин аль-Джафари, правда, уточнил: не подписавшие документ все же были, но и они "не сказали "нет" на встрече, они сказали это уже позднее". В МИД РФ вчера также дали высокую оценку "единогласно принятой" "московской платформе". Впрочем, член руководства сирийского оппозиционного движения "Трибуна национального призыва" Самир Аита сказал, что принятый "документ не дает надежды — он ее скорее уничтожает". Как бы в упрек господину Аите Башар аль-Джафари объявил, что из числа прибывших на консультации оппонентов Дамаска оказались те, кто "прилагал усилия, чтобы сорвать не только переговоры, но и роль России в них".
Ни модераторы консультаций, ни их участники пока не решили, где проведут следующую встречу. Прозвучало предложение подключить к урегулированию Казахстан. Представитель МИДа этой страны Алтай Абибуллаев вчера заявил "Ъ", что соответствующего обращения к ним пока не поступало, однако его "готовы будут рассмотреть".