Госдума поправит президентский проект амнистии
Помочь депутатам готовы правозащитники
Проект президентской амнистии будет рассмотрен Госдумой в первом чтении 21 апреля. Ко второму чтению, говорят в думском комитете по уголовному законодательству, "кое-что" может быть доработано. Сейчас проект не предполагает амнистию для оставшихся фигурантов "болотного дела". Аналогичная ситуация вокруг них была и во время объявления амнистии 2013 года, однако тогда Госдуме удалось внести поправки, позволившие некоторым "узникам Болотной" избежать уголовного преследования.
Президентский проект об амнистии поступил на Охотный Ряд только к вечеру 9 апреля. Поэтому внимательно изучить его парламентарии смогли только вчера на заседании рабочей группы по подготовке документа к первому чтению (прошло в закрытом режиме). По словам главы комитета по уголовному законодательству Павла Крашенинникова, "предложенный президентом проект получился шире, чем обычно: там указаны многие категории населения, которые попадают под амнистию (чернобыльцы, инвалиды)". "И в целом документ получился не таким сырым, как в прошлый раз (проект амнистии к 20-летию Конституции.— "Ъ")",— полагает он. Рассмотрен в первом чтении документ будет уже 21 апреля. Ко второму чтению, по словам главы комитета, "кое-что можно будет доработать".
Внесенная президентом версия проекта не предполагает амнистирования фигурантов громких политических дел — оппозиционеров Алексея Навального и его брата Олега, бывшей начальницы департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой, обвиняемого в получении взятки экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина (см. "Ъ" от 10 апреля). Не могут пока рассчитывать на амнистию и оставшиеся фигуранты "болотного дела": в проекте оговаривается, что она не распространяется на обвиняемых и осужденных по ст. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти) — именно эта статья вменена большей части "болотников". Однако источники в руководстве Думы полагают, что они могут попасть под амнистию.
Напомним, аналогичная ситуация складывалась вокруг "болотников" и при объявлении амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции в 2013 году. Тогда в АП утверждали, что "принято политическое решение амнистировать некоторых фигурантов "болотного дела"". Однако после того как текст был внесен на Охотный Ряд, оказалось, что проект подразумевал амнистию только для осужденных по ч. 2 и ч. 3 ст. 212 УК (массовые беспорядки) — а ни одному из восьми "узников Болотной", которым в то время инкриминировали ст. 212 УК РФ, приговор еще не был вынесен. Господин Крашенинников тогда сразу заявил, что амнистия всегда распространяется не только на уже осужденных, но и на тех, кто находится под судом и следствием (см. "Ъ" от 11 декабря 2013 года). Впоследствии он подготовил соответствующие поправки, позволившие некоторым "болотникам" избежать уголовного преследования.
О желании принять участие в доработке президентского проекта уже заявили члены президентского Совета по правам человека (СПЧ). Ранее они готовили и отправляли в АП свой вариант проекта амнистии. По нему, согласно размещенному на сайте совета документу, амнистия на "болотников" как раз распространялась. На вопрос "Ъ", будет ли СПЧ предлагать депутатам ко второму чтению внести соответствующие поправки в проект, глава СПЧ Михаил Федотов заявил: "В понедельник (13 апреля.— "Ъ") будет заседать президиум совета. Вполне возможно, что этот вопрос (о подготовке совместных с депутатами поправок по исключению ст. 318 из проекта амнистии.— "Ъ") мы обсудим". Надежду, что президентский проект "будет дорабатываться в недрах Госдумы" в части, касающейся осужденных по делу 6 мая 2012 года, выразил и адвокат "болотников" Сергей Бадамшин. Михаил Федотов также отметил, что нынешней редакции проекта постановления "не хватает" административной амнистии, которая была в варианте СПЧ.